[12+]

Банки будут отслеживать подозрительные операции

16 ноября
0

О новациях в законодательстве

112139 Банки будут отслеживать подозрительные операции

26 сентября вступил в силу новый федеральный закон №167-ФЗ «О противодействии хищению денежных средств». Теперь кредитные организации обязаны вести работу по защите средств клиентов от кибермошенников, отчитываться перед Банком России о зафиксированных кибератаках и возвращать украденные деньги. О механизмах выявления и блокировки подозрительных операций рассказал заместитель начальника отдела безопасности и защиты информации отделения Тюмень Уральского ГУ Банка России Алексей Нохрин.

— Новый федеральный закон разработан по инициативе и при активном участии Банка России. Алексей Валерьевич, чем вызвана необходимость принятия такого закона и какие вносятся изменения?

— С ростом популярности банковских карт и электронных средств платежа (он-лайн банк, терминалы оплаты услуг) растёт и активность мошенников. В 2017 году в результате несанкционированных операций со счетов граждан было похищено около 1 млрд рублей, в первом полугодии 2018-го уже около 700 млн рублей. Цель нового закона — защитить деньги клиентов от кибермошенников. Теперь все банки в обязательном порядке должны вести работу по антифроду, то есть по противодействию кибермошенничеству, и сообщать в Банк России о хакерских атаках в отношении как физических, так и юридических лиц. Кроме того, будут сообщать регулятору, на какую сумму покушались злоумышленники, какую сумму удалось похитить, а какую — сохранить, и главное — какую сумму в итоге удалось вернуть клиенту. Важный момент: закон обязывает банки возвращать клиенту деньги, похищенные в результате несанкционированного списания, если клиент сам не сообщал мошенникам свои персональные данные, необходимые для хищения. Также документ определяет действия банков при выявлении подозрительной операции, совершаемой от имени клиента.

— Какие действия должен будет предпринять банк, если посчитает операцию подозрительной?

— По новому закону банк может до списания средств со счёта клиента приостановить исполнение подозрительной операции на срок не более двух рабочих дней. Затем банк должен немедленно связаться с клиентом, чтобы подтвердить такую операцию. Никаких длительных процедур разблокировок и проверок законом не предусмотрено. Клиент просто должен подтвердить своё согласие способом, определённым в договоре с банком. Поэтому, чтобы избежать неудобств, лучше всегда оставаться на связи, особенно за границей. Если клиент подтвердил операцию, банк незамедлительно продолжает исполнение платежа. Если же связаться с клиентом не удалось, банк должен исполнить операцию по истечении двух рабочих дней после совершения всех описанных действий.

— Уточните, пожалуйста, всё-таки будет блокироваться платёжная операция или банковская карта?

— Подчеркну, что блокировка карты или средств на счёте клиента не производится. Речь идёт о приостановке именно подозрительной платёжной операции до получения подтверждения от клиента. Банк может заблокировать и банковскую карту (или онлайн-банк), но для этого нужны серьёзные основания: как правило, заявление клиента или нарушение условий договора. Чтобы избежать проблем, советую не полениться и предупредить банк о предстоящей поездке за границу или другой нетипичной для вас операции, например, о переводе необычно крупной суммы.

— Как клиент может подтвердить платёжную операцию?

— Общий порядок такого подтверждения определяется договором с банком. Как правило, это стандартный набор данных: Ф.И.О., паспортные данные, контрольный вопрос. Вопросы не должны касаться реквизитов банковской карты, вся необходимая информация у банка есть.

— Каковы эти самые признаки или критерии подозрительности?

— Есть много параметров, чтобы определить нетипичное платёжное поведение клиента. Например, по одной и той же карте расплачиваются в отдалённых друг от друга местах через короткий промежуток времени. Другие примеры: необычная для клиента сумма транзакции, множество переводов с одной карты на другие счета, причём одновременно и на большие суммы. Для банка это повод задуматься о том, что операция совершается без согласия клиента.

Банк России с учётом информации, полученной от банков, формирует базовый набор критериев подозрительных операций и публикует его на своем официальном сайте. Банки могут этот набор дополнять и уточнять согласно внутренней риск-политике.

— Что вы посоветуете гражданам, чтобы уберечь себя от мошенничества?

— Главное правило: никогда не сообщайте незнакомым людям данные своей карты (её номер, коды, срок действия, кодовое слово), даже если они представляются работниками банка или госструктур. Если вас под любым предлогом просят сообщить такую информацию — это мошенники. Банк никогда не запрашивает подобные сведения.

Если вам предлагают какие-то призы, выплаты, компенсации, сообщают о блокировке карты или ошибочном списании денег, а затем предлагают помочь решить эту проблему, проявите бдительность и не забывайте, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. При любых сомнениях обязательно перезвоните в свой банк по телефону, указанному на оборотной стороне вашей карты, и уточните ситуацию.

Фото из открытых источников

Оцените материал

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Рабочего Надыма или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Автор статьи

Наталья ШЛЯХОВА, пресс-секретарь отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка РФ. Все материалы этого автора

Читать также

Ямальская диета как путь к здоровью
14 декабря
Учёные, общественники и управленцы обсудили вопросы продовольственной безопасности округа...
Ёлочка, ёлка — лесной аромат
4 декабря
Если хотите встретить Новый год с настоящим хвойным деревом, обращайтесь в лесничество...
В приоритете ЖКХ
30 ноября
Городские депутаты утвердили бюджет...
%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f