[12+]

Борьба автомобилей и нервов

6 марта 2017
0

Надымский автоспорт набирает обороты

Img 4668 Борьба автомобилей и нервов

В преддверии традиционных соревнований оленеводов на озере Янтарном появилась странная закольцованная трасса. Эту дорогу, съезд к ней и площадку в её центре бесконечно заметала вьюга и с мани­акальным упорством расчищал трактор. А горожане гадали: кто будет на ней соревноваться? Для конькобежцев лёд слишком неровный, для лыжников нужно снежное покрытие. Оказалось, это надымское управление по физкультуре, спорту, молодёжной политике и туризму совместно со спортивно-техническим клубом «Форсаж» и зарегистрированной 3 марта федерацией автомобильного спорта ЯНАО устроили фестиваль трековых автогонок.


ПРИВЕТСТВУЕМ УЧАСТНИКОВ

4 марта на площадку в центре трека слетелась целая стайка автомобилей. Солидные иномарки, обклеенные номерами и символикой гоночные машины, огромный чёрный джип с проблесковым маячком на крыше — здесь он числился аварийно-спасательным. На нерасчищенной же территории приткнулись V-образные конструкции с двумя колёсами.

— Это прицепы для перевозки гоночных автомобилей. У них специальная шипованная резина (по полтора сантиметра шип), их нельзя эксплуатировать на городских дорогах, — посмеиваясь, пояснили мне знающие люди.

Кстати, на центральную площадку пускали исключительно задействованных в гонках людей. Из посторонних — только представители средств массовой информации. Зрители самостоятельно облюбовали для себя трибуны со стоячими местами по берегу озера. Конечно, любители гонок не прочь были занять позиции поближе, на бруствере рядом с трассой. Но организаторы и боковые судьи их оттуда прогоняли. В целях безопасности. Вдруг технику занесёт на повороте.

Автомобилисты, они же пилоты, заноситься никуда не планировали. Они обязаны были выполнить две функции: показать зрелищную гонку и не навредить при этом железному коню. Победителей определять никто не собирался. Тем не менее гонки есть гонки. Кому охота прийти последним?

Кстати, в фестивале участвовали автомашины двух классов. А 1600 или, как его здесь называли, «национальный класс». Потому что произведены отечественным автопромом. 1 600 кубических сантиметров — это объём двигателя. Таких переднеприводных «болидов» здесь собралось 8. Полноприводных уазиков класса Т1 с двигателями уже в 2 500 кубических сантиметров приехало 4. В этом классе могут участвовать «Нивы», «Нивы-Шевроле», но на Севере больше распространён УАЗ. Ещё 2 участника решились покорять трассу на обычных легковых автомобилях. Это надымчане Олег Петров на ВАЗ-2107 и Дмитрий Ивашов на баварском автомобиле BMW, недавно присоединившиеся к клубу, решили попробовать свои силы. Уже после гонок их примеру последовало ещё несколько человек: до поздней ночи по опустевшему треку нарезали круги то один, то другой легковой автомобиль.


СНАЧАЛА БЫЛО СЛОВО

Точнее, много слов. И произносил их Валерий Журавлёв. Он не просто занимается шоссейно-кольцевыми гонками, а участвовал в чемпионате Mitjet Кубка России на спортивных автомобилях класса «прототип» французского производства. Сочи, Казань, Москва — он знает все трассы нашей страны, где проходят такие гонки. А в Надыме асфальтированных гоночных трасс нет, поэтому Валерий взял на себя миссию спортивного комментатора. Усиленный парой больших динамиков, его голос провозглашал:

— Александр Пешин пропустил соперников, сделал такой небольшой ход конём, чтобы показать красивую езду. Ведь у него автомобиль «Калина» — более современный, чем у соперников. Сейчас они входят в поворот, а это самое интересное в гонках! Юрий Сурсин ушёл с трассы, судьи вывешивают жёлтые флаги. Всё бывает в этой жизни: то техника подводит, то нервы сдают. Но гонка продолжается, Александр Пешин преследует Сергея Широбокова, и вот обход, обгон!… Последний круг, теперь может случиться всё что угодно.

И «всё что угодно» не замедлило случиться. Лидер гонки Александр Пешин не стал завершать заезд, а припарковал машину на стоянке. — Пятый финальный круг. Что может произойти на последнем повороте? Андрей Вотяков филигранно проходит поворот. А Андрей Лущаев — с открытой дверью, ведь скорость вхождения в поворот около 100 километров в час.

— Два Андрея идут в танцующем режиме вальса. Вотяков обгоняет по внутренней траектории и уходит вперёд. Лущаев догоняет. Вотяков уходит в большой отрыв. Лущаев идёт красиво, с большим заносом, с брызгами снега. Казалось бы, простой уазик, а что он вытворяет на трассе!

— Внимание, старт! Почему все стоят? Музыку, наверное, заслушались. Первый поворот. Борьба, борьба, борьба! Стартовая прямая. Есть возможность оторваться. Здесь всё зависит не только от мастерства пилотов, но и от разницы в лошадиных силах. В этом заезде кроме отечественных принимает участие автомобиль «Ситроен Ц2». Он, хоть и входит в класс А 1600, но по своим характеристикам превосходит автомобили ВАЗовской конструкции.

— У Александра Дубины открылся капот, он вынужден остановиться. Видимо, автомобиль сломан. А, вот уже поехал, исправил машину. Это же русская техника. Если сломался — остановился, подкрутил, плоскогубцами подбил и спокойно, уверенно поехал к финишу. Хоть соперники и закончили гонку, судья показывает ему ещё один круг, который Александр проходит в гордом одиночестве.

— Алексей Бурлак учёл свои ошибки и включил дворники уже на стартовой решётке (в одном из заездов ему пришлось остановить автомобиль, так как стёкла забрызгало снегом). Кони встали в стойку, готовы к гонкам. И… Алексей аккуратно обошёл Сергея Клименко по внутренней траектории. Сергей перенервничал, сошёл с трассы, заехал в бокс. А Алексей спокойно, хладнокровно, с протёртыми стёклами едет к победе.

— Машины идут на пределе своих возможностей. Ребята выжимают из них всё что можно и нельзя. Вечером, наверное, будут ремонтировать.


ПЯТЬ ПО ВОСЕМЬСОТ

Пока участники гонок отматывали пять положенных кругов по 800 метров, свободные от состязаний пилоты обсуждали, «подшаманивали» забарахлившие авто. Так, у машины Андрея Вотякова стал отваливаться глушитель. Недолго думая, мужчины срезали отказавшую деталь, и автомобиль незамедлительно последовал на стартовую решётку.

Собственным внешним видом тоже никто не заморачивался. Главное — удобство и функциональность. Алексей Бурлак, отдыхая между заездами, расхаживал по снегу в резиновых галошах, чтобы ноги в спортивной обуви — нечто среднее между чешками и кроссовками — не промокали. Александр Пешин расхаживал в белом подшлемнике:

— Мы, то есть спортивно-технический клуб «Форсаж», решили приукрасить День оленевода и устроили покатушки с гостями из Пангод и Нового Уренгоя. Самая главная наша гонка на кубок генерального директора ООО «Газпром добыча Надым» пройдёт в апреле в Пангодах. А на днях родилась региональная общественная организация «Федерация автомобильного спорта ЯНАО». И мы будем от Сабетты до Ноябрьска развивать автоспорт, разные его направления. Мы хотим увлечь им молодёжь. Приходите, приобщайтесь, вступайте в наши ряды, выбирайте автомобили, и будем участвовать.

А пока «Форсаж» заражает любовью к быстрой езде детей. У них есть небольшой автопарк маленьких квадроциклов, снегоходов, багги, картингов. Пятилетний сын Валерия Журавлёва Ваня, едва взрослые освободили трек, тут же выехал на трассу на снегоходе. Как и многие другие воспитанники клуба. И пока взрослые вывозили с озера технику, один из малышей загнал своё транспортное средство в сугроб. Дошколята, совсем как взрослые, тут же кинулись выручать товарища. Ведь, как вы уже знаете, в гонках всякое может случиться.

Фото Арины Мельниковой

Оцените материал

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Рабочего Надыма или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Автор статьи

Татьяна ЛЬВОВА, корреспондент газеты "Рабочий Надыма". Все материалы этого автора

Читать также

В ритме спорта
17 августа
В Надыме отметили Всероссийский день физкультурника...
Золото и серебро — в копилке
10 августа
Ямальские пловцы в составе сборной России участвуют в чемпионате Европы...
Мотополярник-2018
3 августа
Надым стал центром притяжения мототуристов со всей России и ближнего зарубежья...
Лето, палатки, кедровая роща
27 июля
Ежегодный туристический слёт прошёл в новом месте, но остался ярким и незабываемым...
%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f