[12+]

Чтобы «Арктур» стал звездой успеха

1 февраля
0

Спортивные классы в обычных школах: к чему должны быть готовы взрослые

J7d 1209 Чтобы «Арктур» стал звездой успеха

Прошлый учебный год подарил надымской системе образования нерядовое событие: в первой городской школе открылся первый в районе спортивный класс. Учёбу, совмещённую с тренировками, в нём начали первоклассники.

Таким ли простым оказалось начинание? И почему директору этого образовательного учреждения пришлось освободить свой кабинет? Об этом и многом другом — в разговоре корреспондента «РН» с Ириной Трухановой, руководителем первой надымской школы.

Впрочем, перед началом разговора директор приглашает зайти в класс, куда после заливистого звонка забежали весёлые школьные хоккеисты. В этом году они уже второклассники. Кто-то из них спешит достать из ранца нужный учебник и тетради, кто-то шутит с приятелями. Однако учителю достаточно начать урок, как на лицах ребят появляется внимание, а в помещении воцаряется должная тишина.

Кажется, в кабинете, стены которого окрашены в командные цвета ледовой дружины, а в интерьер органично вписались турнирные награды и фотографии, иначе и быть не может. Здесь всё будто настраивает на главную мысль: без хорошей учёбы не получится стать хорошим игроком. Тихо прикрывая за собой дверь, мы оставляем ребят. Отчего-то не покидает мысль, что именно тут раньше располагался кабинет директора.

НЕСКОЛЬКО «НО», КОТОРЫЕ НЕ ПОМЕШАЛИ

В первой школе об открытии спортивного класса задумались накануне прошлого учебного года. Тогда к Ирине Трухановой обратилась группа родителей будущих первоклассников. К тому моменту их мальчики уже не один год занимались хоккеем, сплотились, сдружились и даже предстоящие занятия в школе не представляли друг без друга.

— Прозвучавшее предложение показалось нам интересным, но… невозможным, — вспоминает Ирина Андреевна. — На первый взгляд, классы, в которых вместе учатся целые команды, — довольно распространённая практика. Ведь такая организация позволяет оптимально распределить время на уроки, дополнительные занятия, тренировки и выезды на соревнования. К тому же совместные занятия помогают ребятам лучше узнать друг друга и стать более сплочёнными. Но наша школа — обычная, и до прошлого года мы не имели опыта одновременной организации образовательного и тренировочного процесса. Кроме того, в нашем здании просто не было свободного класса, в котором могли бы заниматься первоклассники-спортсмены.

Но, несмотря на сомнения, идея уже вдохновила преподавательский коллектив и руководителя. И первым делом был решён вопрос «жилплощади» для необычного класса: Ирина Труханова решила отдать ребятам свой кабинет. Дальше — больше.

НАГРУЗКИ, АДЕКВАТНЫЕ ВОЗРАСТУ

Пожалуй, первое, о чём задумались педагоги: не будет ли ребятам слишком сложно совмещать обучение в школе и спортивные тренировки? Ведь даже у обычных первоклашек урок длится 30–35 минут, да и самих занятий в первый год обучения проводится немного — для того, чтобы дети плавно включались в учебный процесс и постепенно привыкали к новому образу жизни. Однако оказалось, что смена физической и интеллектуальной активности при умеренных нагрузках даже более физио­логична и менее утомительна, чем обычный режим первоклассника.

— Наши мальчики начинали день с ледовой тренировки, после которой приходили в школу бодрые, активные и готовые к работе в классе, — рассказывает Ирина Андреевна. — После первого занятия они идут на завтрак, затем — на остальные уроки. По окончании занятий — обед и внеурочная деятельность, а в заключение — вечерние спортивные занятия.

Огромную помощь в сопровождении детей с самого начала оказывают родители. Они встречают и сопровождают ребят, помогают в организации классных и школьных мероприятий. По мнению Ирины Андреевны, если бы не эти активные, неравнодушные папы и мамы, такую разностороннюю работу с детьми выстроить было бы не только сложно, но даже невозможно.

ОПЫТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ? ДА!

Конечно, с самого начала работы в новом формате у педагогов было понимание того, что свой профессиональный выбор ребёнок сделает не в первом классе, а значительно позже. И это значит, что он должен получить в школе не только физическую подготовку и навыки игры в хоккей, но и разносторонние знания, которые в своё время позволят ему раскрыть личностный потенциал. Но как это сделать оптимально?

— Мы нашли и применили к нашему времени опыт дореволюционного преподавания в раздельных классах, — вспоминает Ирина Андреевна. — Убедились: в мужском коллективе мальчишки меньше соперничают друг с другом, умеют вырабатывать и принимать коллективные решения. Несмотря на юный возраст, они честны, решительны и справедливо оценивают себя и друг друга.

Оттолкнувшись от хоккейных «пятёрок», в которых есть определённый лидер, а ещё защитники и нападающие, учителя разбили класс на предметные «пятёрки», в которых лидером уже становился тот, кто больше успевал в том или ином школьном предмете. Это позволило применять в группах разные педагогические приёмы, выстраивать индивидуальные схемы обучения и поддерживать в ребячьем коллективе хорошие отношения.

ПОМОЩЬ ВРАЧЕЙ И ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Неудивительно, что с появлением в школе хоккейного класса и директор, и педагоги значительно больше времени, чем раньше, стали проводить на трибунах ледового дворца. Именно во время игр, точнее, во время случавшихся иногда игровых поражений, поняли, что их юные хоккеисты не умеют и не согласны принимать поражения. Обратились за советом к психологам из надымского центра развития «Созвездие», с которыми первую школу давно связывают партнёрские отношения.

— Коллеги отнеслись к ситуации ответственно, — рассказывает Ирина Труханова. — Они прошли подготовку по спортивной психологии, провели диагностику и разъяснительные консультации с детьми и их родителями. Цель этой работы была простой, но очень важной: объяснить ребятам, что поражение — это важный шаг на пути к победе. Именно он позволяет сделать «работу над ошибками» и исключить их в будущем.

Осваивая новый формат работы с детьми, педагоги не менее ответственно, чем к обучению, подошли и к здоровью мальчиков. Чтобы оценить, как детские организмы реагируют на учёбу и тренировки, пригласили представителей окружного центра медицинской профилактики. Его специалисты детально обследовали начинающих хоккеистов и отметили, что здоровье ребят находится в полном порядке. Кстати, подобные скрининги продолжатся и в будущем.

ОПЫТ, ДОСТОЙНЫЙ ПОДРАЖАНИЯ

Результативность проделанной педагогами работы, успехи ребят в школе и на ледовом корте сделали первую школу инновационной муниципальной площадкой по организации работы в спортивных классах. И с этого учебного года накопленный в стенах учебного заведения опыт успешно применяется уже во второй и пятой городских школах, где открылись, соответственно, хоккейный и футбольный классы.

— Но ребята взрослеют, и жизнь ставит перед нами новые задачи, — говорит Ирина Труханова. — С этого года мы ввели в школьный курс шахматы как игру, развивающую логику и мышление. В ближайшие недели планируем дружеский турнир с ребятами из второй и пятой школ. С нынешнего года Министерство образования ввело в программу третий час для занятий физкультурой. Если для обычных классов это актуально, то для хоккейного он бы уже стал лишним. Поэтому совместно с тренером мы распределили его на время тренировок. В планах следующего года — предложить нашим спорт­сменам мобильный график каникул, ведь они частенько выезжают на соревнования, много времени проводят на турнирах. Тем не менее любой организм, а особенно детский, нуждается в отдыхе. За счёт возможности сдвигать каникулы мы хотели бы дать мальчишкам возможность полноценного и очень важного в любом возрасте отдыха.

Отвечая на вопрос о более отдалённых перспективах, которые педагоги связывают с хоккейным классом, Ирина Труханова на секунду задумывается. И ответ её выходит за горизонты школьной жизни:

— Пока наши подопечные — учащиеся начальных классов, мальчики, которые очень любят спорт. Пройдёт время, и, возможно, кто-то из них не захочет играть в хоккей, но и со спортом расставаться тоже не захочет. Нам бы очень хотелось дать ребятам такую школьную подготовку, которая открыла бы им целый спектр важных и нужных спортивных профессий. Например, спортивный врач, спортивный репортёр, тренерская работа, спортивная организационная деятельность. Одним словом, мы бы желали выполнить свою педагогическую работу так, чтобы путь учёбы и взросления дал нашим хоккеистам лучший образовательный и жизненный опыт.

«Без хорошей учёбы не получится стать хорошим игроком!» — педагоги видят свою задачу в том, чтобы ребята усвоили это правило.

Фото предоставлено ССО и СМИ ООО «Газпром добыча Надым»

Оцените материал
5.0

Количество проголосовавших: 3

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Рабочего Надыма или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Автор статьи

Елена ПЕККА, корреспондент газеты "Рабочий Надыма". Все материалы этого автора

Читать также

Лидеры технологического будущего Ямала
12 апреля
Ямальские школьники продемонстрировали возможности своих изобретений...
ЮниорSkills стартовал в Надыме
12 апреля
Школьники знакомились с профессиями по специальной методике...
Можно ли мох вырастить дома?
5 апреля
В Надыме состоялась XI районная научно-практическая конференция учащихся «Старт в науку»...
Для выздоровления и развития
29 марта
Маленьким пациентам стационара подарили библиотеку...
%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f