[12+]

Глеб Жеглов, Володя Шарапов и другие

15 сентября 2017
0

В Надыме выставили отечественный автопром в миниатюрах

Img 2307 Глеб Жеглов, Володя Шарапов и другие

В музее истории и археологии Надыма с 13 по 27 сентября демонстрируется коллекция Эдуарда Кургузова — более 260 автоминиатюр производства Российской империи, СССР и Российской Федерации. А начиналась коллекция в 80-е годы прошлого века с «Волги», обслуживавшей аэродромы.

По объективным причинам уже не первое поколение россиян относится к нашему автомобилестроению с некоторым пренебрежением, а к западному по тем же причинам с пиететом. Когда слышишь о выставке моделей отечественных авто, представляешь «Запорожец», «Москвич», «Жигули», «Волгу», «Урал» и ещё несколько марок, занимающих одну полку.

И удивляешься: коллекция расположена в трёх больших и двух малых стеклянных шкафах. Почётное место занимают первые самодвижущиеся повозки Российской империи «Руссо-Балты». Представитель этой марки — единственный в мире сохранившийся автомобиль «Руссо-Балт К12/20» 1911 года выпуска хранится в московском политехническом музее. На подобных ездили премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эдуард Нобель. По своим качествам Руссо-Балты не уступали иностранным аппаратам. Хоть история не признаёт сослагательного наклонения, но не случись революции, может, были бы престижнее «BMW» или «Мерседесов».

Коллекционер показывает на три легковых ЗИМа и ЗИЛа: на таких передвигался Иосиф Сталин и другие члены политбюро коммунистической партии. Длинный автобус 50-х годов прошлого века Эдуард Валерьевич нашёл под ёлкой — подарок жены. На одной из полок — микроавтобус со знакомой внешностью: задние крылья как птичьи на взмахе. Хозяин подсказывает: на таком «Старте» уехала от Шурика спортсменка, комсомолка и просто красавица из бессмертной «Кавказской пленницы». Многие из моделей — как приглашение в путешествие по кинематографическим волнам памяти: на таком фургоне ездили на операции Глеб Жеглов и Володя Шарапов с коллегами из МУРа, а на том кабриолете — друзья Шилова из «Свой среди чужих, чужой среди своих», вот наша достопамятная «копейка». Правда, её можно встретить на дорогах и сегодня.

Полина Чевелева и Вика Боголюбова с интересом рассматривают экспозицию.

— Есть знакомые?

— Много. В кино видели, некоторые в реальности. Те, что из фильмов, можно примерно вычислить, когда выпускались. Например, вот такие в военных картинах возили снаряды и людей, — отмечают бортовую «полуторку» тёмно-зелёного цвета.

Владелец собрания находит в витрине несколько «Фольксвагенов» и один «BMW»:

— Единственные иностранцы — «немцы». Все остальные — российские или советские.

— А как же эти? — рядом с вездеходом «ЛУАЗ» внедорожники «Рэнглер» и микроавтобус немецкого «Бундесвера».

— Наши экспериментальные. Похожие на «Рэнглер» — «Москвичи», а микроавтобус — прототип «буханки». Разработали, выпустили пробные образцы, испытали, но по различным причинам не пустили в серию.

Москвич-кроссовер, эх, не сбылось! Таких набралась целая полка. Каждая оригинальна, с индивидуальным дизайном и экстерьером. А вот «Динь-динька», елабужская Ока, отсутствует. Эдуард Валерьевич разводит руками — не встречалась пока.

— Когда покупал с рук ЗИЛ ММЗ, получил комплект резины в подарок, — улыбается коллекционер. И отвечает на вопросы зрителей:

— Стоимость моделей от 300 до 7 000 рублей. Те, что покупал до 2000-х годов, доставались по-разному, сейчас трудно сопоставить с нынешним масштабом цен.

— На иномарки переходить не планируете?

— По российским, можно сказать, поле непаханое. В последнее время выпускают миниатюры мотоциклов и мотороллеров, тоже присматриваюсь.

— Среди других предметов собирательства, марок, например, есть раритетные и недешёвые. Машинки бывают такие?

— Да, но очень дорого стоят.

— Не было желающих купить какой-либо из экспонатов?

— Нет, но я и не продам.

— «Гараж» у коллекции имеется?

— Пока нет, продумываю, как сделать рациональнее, практичнее и красивее.

— Что для вас первично: страсть к коллекционированию или любовь к автомашинам, раньше что-нибудь собирали?

— Сразу с машин начал. Затрудняюсь ответить, что более первично. Скорее всего страсть к коллекционированию автомобилей.

— Как часто появляются новые?

— Каждый месяц выделяю определённый лимит в бюджете, поэтому, если цена позволяет, каждый месяц.

Присоединяемся к приглашению Эдуарда Кургузова: приходите, будет интересно не только любителям машинок.

Фото Арины Мельниковой

Метки: Надым

Оцените материал

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Рабочего Надыма или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Автор статьи

3 Марат ГАЛИМОВ, корреспондент газеты "Рабочий Надыма". Все материалы этого автора

Читать также

Писать грамотно — модно
20 апреля
14 апреля более 220 тысяч человек по всему миру приняли участие в тотальном диктанте...
Почему народ ханты почитает ворону
20 апреля
Центр национальных культур знакомит надымчан с традициями народов Севера...
Роза Агафья, часы со снегирями и мотивы русской деревеньки
13 апреля
Настоящее путешествие в мир старинного художественного промысла можно совершить в Доме природы...
Батальон мирной армии мирного фронта
23 марта
25 марта страна поздравляет работников самой творческой профессии...
%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f