[12+]

Первые оленеводы совхоза, или Как нужно биться за построение социализма в тундре

1 марта
0

27 февраля ко Дню оленевода в музее истории и археологии открылась выставка «Профессия — оленевод», посвящённая очередному юбилею постановления о создании в округе первого оленеводческого совхоза

63291.800xp Первые оленеводы совхоза, или Как нужно биться за построение социализма в тундре

90 лет назад в нашем районе решили создать государственное предприятие оленсовхоз «Надымский». Советская власть, как провозглашалось в документах 1930-х годов, «пришла освободить ненцев, поставить оленеводство на научные рельсы, на­учить ненцев выпасать оленей». С организацией первого государственного оленеводческого предприятия связано и зарождение самой профессии оленевода. Из самостоятельного кочевника — собственника родовой территории — оленевод стал превращаться в наёмного рабочего, который за работу на «всенародной» земле получал заработную плату.

Оленеводам ненцам, лесным ненцам и коми-зырянам пришлось стать участниками грандиозного эксперимента устанавливавшейся в крае советской власти. Орудием новых начальников была зависть, с помощью этого инструмента они «вбивали кол» между богатыми и бедными. Опираясь на бедных, шли войной против богатых. Имевшая успех в средней и южной полосах России такая классовая политика столкнулась на Севере с «первобытными» людьми, общество которых было основано на взаимовыручке. Только совместными усилиями рода можно было выжить в тундре. Кочевникам не чуждо было имущественное неравенство, но в понимании большинства из них: богатый на то и нужен был, чтобы помогать бедным. Власть пришла со своей классовой политикой в край, где люди были не способны её понять ещё и потому, что попросту не знали русского языка. В этом состоял особый драматизм происходивших событий, в ходе которых зарождалась новая профессия — оленевод.

Для того чтобы создать оленсовхоз «Надымский», по сути, надо было решить две основные задачи: где-то найти оленей и их пастухов. Прикрываясь модным словечком «экспроприация», власть начала активно отбирать оленей в пользу государства у кочевников, прибегая при этом к арестам и вывозу несговорчивых тундровиков в тюрьмы. Гораздо сложнее было завербовать на работу в совхоз взбудораженных и напуганных такими действиями местных жителей. По-видимому, не случайно первыми профессиональными оленеводами в надымском крае стали уроженцы тазовской тундры из родов Харючи и Марик (Марьик). Учитывая, что главным критерием приёма на работу был классовый подход, оленеводы были выходцами «из батраков-бедняков или середняков», т. е. своих оленей у них было мало или не было вовсе.

Из рода Харючи в совхоз, резиденция которого тогда находилась на месте Старого Надыма, уже в 1930 году завербовались братья Ан, Палё, Ольчи и их сестра Нея. Из рода Марик — братья Сенг и Пантелеймон, родившиеся в селе Тазовском. Вскоре семьи породнились, избежав такого пережитка прежних времён, как уплата калыма оленями за невесту. Братья обменялись сёстрами. Нею Харючи отдали за Сенга Марика, а сестру Сенга — за одного из братьев Харючи.

Источники информации о первых оленеводах совхоза распадаются на две части: официальную и закрытую. Из прессы, представляющей парадную сторону жизни, можно узнать о наградах, немалых достижениях и биографиях оленеводов. Сохранившиеся в архивах документы партийных и другого рода собраний раскрывают, зачастую до мельчайших подробностей, проблемы, возникавшие в совхозе, особенно на первых порах. Начать хочется с парадной стороны. В журнале «Советский север» за 1934 год ненец Ан Харючи представлен «подлинным героем трудовых тундровых будней». Побывавший в совхозе корреспондент с восторгом описывает оленевода-ударника: «Беспокоен Харючи Ан. В горящих глазах, глубоко скрытых в орбитах худого лица, поразительно много энергии. Видеть Ана без работы невозможно. Ан заведующий бригадой, но он впереди на любой черновой работе. Отрывист его гортанный голос. Приказы Ана в бригаде внешне незаметны, но они всегда точно и быстро выполняются. Удивляешься опыту, серьёзности этого человека. Ан — комсомолец, подлинный ударник производства, он руководит ударной комсомольской бригадой стада № 2». Отмечен в статье и Сенг Марик. Он лучше других говорит по-русски и выступает переводчиком на производственных совещаниях бригад.

В опубликованном в журнале «Ямальский меридиан» за 1994 год очерке «Первый совхоз» можно прочесть историю о том, как председатель окружного комитета комсомола показал оленеводам единственную на тот момент книжку на родном языке «Едай вада» (Новое слово). Сельмин, недавно выучившийся грамоте, прочёл слова под картинками неграмотному Сенгу Марику. Молодому любопытному пареньку книжка так понравилась, что он отказался отдавать её обратно, смеясь спрятал диковинку за пазуху. Потянувшись за старшими товарищами Фёдором Ямзиным и Сельминым, Сенг стал изучать букварь.

В прессе подробно описываются победы отдельных оленеводов. Когда узнаёшь о трудовых достижениях Мариков и Харючи, складывается впечатление, что проводимый государством эксперимент по созданию новой тундровой профессии давался им легко. Бригадир Ан Харючи с лёгкостью вывел на первое место самое худшее стадо, сделав его показательным. В 1937 году правильным уходом за оленями он добился прироста поголовья на 24,7 % вместо 18 % по плану. Особо отмечалось, что Ан «знает всех оленей в своём стаде» и «в сутки два раза лично делает обходы и смотрит за оленями». Из своих пастухов Ан подготовил двух бригадиров, в том числе «храброго Палё Харючи», который отличился тем, что во время ночного дежурства убил ножом бросившегося на него огромного волка. С помощью таких, как Палё, в совхозе за 2 месяца было уничтожено 9 волков.

Не отставали от Харючи и братья Сенг и Пантелеймон Марики. В 1930-е годы они ударно работали бригадирами, выпасая стада по 3 000 оленей, что, кстати, в два раза выше нормы, установленной позднее. Они соревновались, по очереди показывая лучшую упитанность животных в совхозе. Директор Е. М. Устьянцев всячески поддерживал Сенга. Для того, чтобы способствовать росту национальных кадров, Евгений Михайлович выбил должность заместителя директора совхоза, на которую назначил Сенга. В 1935 году вместе с директором Сенг Марьик побывал в Москве.

На самом деле положение первых совхозных оленеводов было не из лёгких. Фантазии большевиков, мечтавших создать совхоз-гигант с 75 тыс. голов оленей, да так, чтобы мясная туша весила не 60, а все 120 кг, столкнулись с реальностью. Созданный в конце 1929 года, сов­хоз «Надымский» благодаря экспроприации оленей у богатых оленеводов имел к концу 1931 года уже более 40 тыс. оленей. Правда на этом «взлёт» закончился. Спустя два года в совхозе осталось всего 15 тыс. оленей, и он попал в разряд самых худших в стране.

Скупщики оленей для совхоза по даровой цене «перегнули палку». Тундровики, испугавшись потерять всех своих оленей, решили забить их на мясо. Как могли противостоять массовому забою оленей и сохранить стада пастухи оленсовхоза? Они и сами находились в плачевном состоянии: зарплату не получали по нескольку месяцев, удовлетворять свои нужды в пище и одежде за счёт выпасаемых животных не имели права. Ведь олени теперь являлись социалистической собственностью, то есть принадлежали не им, а государству. Многие завербованные пастухи разбежались, став невольными расхитителями. Несколько директоров было уволено за развал совхоза. Чтобы спасти положение и продолжить «построение социализма в тундре» власти приняли чрезвычайные меры и разделили предприятие на два совхоза. Резиденцией совхоза «Ныдинский» с 1934 года стал п. Нумги. В поисках вредителей была произведена чистка совхозных кадров от социально чуждых элементов, которых оказалось половина коллектива. К оставшимся пастухам отношение изменилось. Им были созданы более благоприятные условия. За увеличение поголовья пастухи стали получать в личное пользование оленей. Было разрешено совершать на сов­хозных оленях выезды по частным нуждам, правда, число таких выездов строго регламентировалось. Оленеводы обеспечивались неводами и лодками для лова рыбы для своего потребления.

Чтобы установить контроль за сохранностью стад в бригадах оленеводов была введена должность советского специалиста — технорука. Всерьёз обсуждался вопрос о том, чтобы устранить пастухов-оленеводов с должностей бригадиров, поскольку «социалистическое их перевоспитание было слабо поставлено».

За перевоспитание оленевода в гражданина страны советов взялись всерьёз и с размахом. В 1935 году в совхозе было проведено 70 производственных совещаний, 112 громких читок, выпущено 35 номеров стенгазет в чумах, вовсю работали курсы ликбеза (ликвидации безграмотности). Престиж оленеводческой профессии был поднят на небывалую высоту в ходе пробега на упряжках по маршруту Салехард — Омск в 1937 году. Были продемонстрированы не только новые возможности советского оленя, который питается хлебом и проходит по 3000 км, но и ударника-оленевода. Последний читает в дороге произведения советских писателей – «певцов гражданской войны». Он готов сменить оленьи шкуры на европейский костюм и стать «живым примером победы ленинско-сталинской национальной политики в тундре». Оленеводы должны были чувствовать себя приобщёнными ко всемирно-историческому процессу созидания социализма, который «знаменовал новую эру для человечества».

Оленпробег стал ярким событием в жизни Сенга Марика. Вот как он описывал трудности маршрута: «Олени шли хорошо. На каждой остановке был готов корм для оленей и нас хорошо встречали. Трудно было ехать. Бураны, плохие дороги, глубокий снег, а ближе к Омску — распутица: всё это приходилось переносить». После пробега 27-летний ненец-коммунист стал Семёном Николаевичем, окончил специальные курсы и перешёл на руководящую работу в райцентре. По словам его внучки, Алёны Худи, фельдшера из п. Яр-Сале, дед Семён был освобождён от призыва в армию. В июне 1942 года, когда пришла повестка в военкомат на имя Пантелеймона Марика, Семён добровольно отправился на фронт рядовым вместо своего младшего брата. Повестку о пропавшем без вести в декабре 1942 года Семёне Марьике жена Нея получила только в начале 1950 года.

Из рода Харючи — первых сов­хозных оленеводов — участником войны был Ольчи. Он тоже пропал без вести, о чём имеются сведения в Книге памяти Тюменской области.

Ан и Палё Харючи продолжали трудиться оленеводами. Бригадир ныдинского оленсовхоза Ан Харючи в 1950 году к 20-летию округа был награждён медалью «За трудовую доблесть». Пастух Палё Харючи стал одним из участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1957 года. В последние годы Ан Харючи жил в доме на берегу реки Нумги. Умер в 1972 году. Похоронили одного из первых оленеводов совхоза по ненецкому обычаю. По словам его внучки Галины Яунгад, потомки помнят о месте упокоения предка, в своё время поднявшего ныдинский совхоз.

Последователем Ана, знаменитым бригадиром и депутатом окружного совета стал его старший сын Николай Харючи. Родившийся в 1930 году, он стал, по всей видимости, первенцем в совхозе «Надымский». Николай Анович в 1965 году был награждён орденом «Знак почёта», в 1985 году получил медаль «Ветеран труда». Из 9 детей Николая и Феклы Харючи в совхозе, а впоследствии в ЗАО «Ныдинское» работали дочь Галина, сыновья Павел и Александр. Сегодня продолжают трудиться их внуки Сергей Яунгад, Дарья Нядонги.

Поздравляем всех оленеводов с профессиональным праздником и с 90-летием учреждения на надымской земле их незаменимой профессии!

Фото из открытых интернет-источников

Оцените материал

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Рабочего Надыма или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Автор статьи

Надежда ГРИЦЕНКО, научный сотрудник музея истории и археологии г.Надыма. Все материалы этого автора

Читать также

Можно ли уберечься от потрошителей посылок?
15 марта
Одно из писем в редакцию вновь подняло злободневную тему: воровство из почтовых отправлений...
Роман с медициной
8 марта
Людмила Мольченкова более 45 лет трудится на благо здоровья надымчан...
Мы кочевали и будем кочевать!
8 марта
Ямальские семьи поделились семейными целебными рецептами и обрядами...
Проверка на прочность пройдена!
22 февраля
Накануне всенародно любимого праздника известные надымчане поделились рассказами о том, как проходила...
%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f