[12+]

Сделай сам

19 января
0

17 января — День детских изобретений

Mav 3104 Сделай сам

Развитие ребёнка заключается в том, чтобы знания он принимал как собственные открытия. Но в мире есть такие детские изобретения, которыми пользуется всё человечество: ласты, кресло-качалка, шрифт для незрячих, фруктовый лёд, батут и даже снегоход. На всё это ребята получили патенты, закрепившие за ними авторство разработок. Надымские юные техники пока патентов не получали, хотя изобретений у них много. Об этом точно знает молодой педагог центра детского творчества Павел Баранов.

ТАК УСТРОЕНО

— Когда я в детстве ездил в Америку на соревнования, там был девятиклассник, который получил патент на своего робота и ездил с ним по выставкам. В России система иная: организаторы соревнований определяют тему работ, дети под неё делают своих роботов, презентуют их… и остаются с наградами, но без патентов. Ведь для его получения необходимо после подачи заявки год нигде не «светить» изобретение. А в нашем случае оформление авторских прав осложнено ещё и тем, что мы работаем на базе Lego и Arduino — конструктора и платформ, которые уже запатентованы, — рассказал Павел.

Сейчас, кстати, они пытаются из Lego брать только датчики, моторы и блок управления, остальное — из подручных материалов. Что касается программирования, то учат азам. Дальше дети «дотягивают» с помощью интернета. Толковые юные программисты есть, например, девятиклассник Женя Моисеенко, который работает на 5 языках программирования. Он занимается в центре давно, тогда ещё Павел Алексеевич сам был здесь учеником. Детей, которые знают его как ученика Валерия Долинского, а теперь занимаются под руководством Павла, в центре детского творчества много. В кабинете во время рабочего процесса они общаются на «ты», включая субординацию при посторонних. Молодой педагог не против простоты общения, да и к собственному новому статусу в кругу вчерашних товарищей он привыкал долго.

ДЕТСКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ

Тяга к технике обнаружилась у Павла лет в 7–8: ему в руки попала отвёртка, он разобрал собственные игрушки. В пятом классе в кружок радиотехники Пашу и Андрея Сырая привёл их одноклассник Руслан Гатауллин. В итоге Паша и Андрей стали работать в паре: первый мастерил роботов, второй программировал. Такое разделение труда часто практикуется в робототехнике.

— Я не теоретик, а практик: знаю, как всё будет работать, но описать это формулами и подтвердить законами физики стоит мне усилий, — поделился Павел. — В школе с физикой мне было очень тяжело. На ЕГЭ досталась схема, работу которой нужно было «расписать» по законам. Долго мучился и в итоге своими словами написал, как и что будет работать, за это мне зачли два балла из четырёх.

Сначала ребята собирали на кружке простейшие схемы звукового генератора, регулировки яркости лампочки… А первый проект Павла — прибор проверки подлинности лекарств, проводивший через таблетки ток, замеряя их сопротивление.

— Второй мой проект можно назвать самым знаменитым: он был на окружных, всероссийских соревнования, на Global Education, на мировой олимпиаде в Дубае, на выставке Intel в Америке. Это миноискатель. Собрал я его из Lego в 8-м классе и до окончания школы везде с ним ездил. Параллельно с миноискателем тогда конструировал марсоход, затем робота-няню. Все эти приборы сейчас представлены в музее имени Валерия Долинского, — вспомнил Павел. — Кстати, кружок у нас изначально был радиотехническим, мы делали приборы из подручного материала. А позже в центр детского творчества пришли наборы конструкторов «Лего». В 9 вечера мне позвонил Валерий Сергеевич и велел завтра к 8 утра прийти на кружок. Мы сдвинули столы и принялись осваивать новый материал.

Так, детское увлечение у мальчиков переросло в профессию. Оба товарища Павла окончили Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, а он сам — студент последнего курса Санкт-Петербургского государственного политехнического университета имени Петра Великого.

УЧЁБА И ТРУД

— 3 года назад я поступил в институт на заочное отделение и вернулся в Надым. Тогда в августе умер Валерий Долинский. Я решил поддержать родной кружок. Сначала было очень сложно с идеями, ведь мой педагог сам занимался разработкой проектов, а нам ставил конкретные задачи для выполнения. Поэтому в первый год моей преподавательской деятельности с одним ребёнком мы восстановили и немного переделали мой марсоход, а с другим закончили приборы для физиотерапии, которые он начал делать ещё с Валерием Сергеевичем. А потом идеи я стал черпать в темах соревнований по робототехнике. Так, на следующий год тематикой соревнований была борьба с мусором. Мы придумали робота по переработке отходов, с которым до сих пор выступает Никита Дунаев. В прошлом году собрали по заказу систему климат-контроля и мультимедийного оповещения для общественного транспорта. Алексей Кирьянов собрал «Умный класс». А ещё воплотили инженерный проект «Аэропорт».

Старания молодого педагога заметили. Благодарности от губернатора Ямала, главы Надымского района, департамента образования уже находятся в копилке 22-летнего Павла Баранова. К его педагогическим достижениям можно добавить и многочисленные дипломы и грамоты, которые привозят ученики с соревнований различного уровня, в том числе международного. Но не награды греют душу увлечённого техникой учителя. Вложив максимум сил и креативных идей в головы учеников, после рабочего дня он отдыхает, воплощая собственный технический проект, на который хочет получить патент.

— Его работа с детьми не ограничивается уроками. Во-первых, 24 часа в сутки он на связи с учениками, а во-вторых, он занимается с ними в какой-то особенной творческой атмосфере. Плюс это молодой педагог с морем позитива, энтузиазма и огромным желанием постоянно расти, — отзывается о своём подчинённом директор центра детского творчества Людмила Орлова. — Несмотря на возраст, окружные эксперты приглашают его в качестве члена жюри на региональный этап всероссийской робототехнической олимпиады и на соревнования «Робофест». В Павле есть, что называется, божья искра: глубоко увлечённый робототехникой сам, он зажигает и ребят. В итоге и он, и его ученики достигают хороших результатов.

НАЧАТЬ ПРОСТО

Павел Алексеевич рассказал, что первое задание, которое он даёт новичкам, — собрать робота-пятиминутку. У него всего два мотора и один блок управления. А потом уже к нему можно подсоединять всякие датчики: света, освещённости, расстояния… Как только дети научились работать с датчиками, можно идти дальше, к проектам. Готовых роботов можно совершенствовать до бесконечности. Как правило, проекты выпускников трудами подрастающего поколения приобретают множество дополнительного функционала.

Дети с 11 лет занимаются бесплатно, у Павла 72 таких ученика. Ещё 20, но уже дошколят, получают знания на платной основе. Группы формируются весной по заявлению родителей.

При этом увлечение конструктором «Лего» не гарантирует, что ребёнку понравится собирать и программировать роботов. А бывает, что даже добившиеся успехов ребята забрасывают робототехнику. Говорят, просто надоедает. Поэтому самым главным условием для своих занятий Павел Алексеевич считает не интеллектуальные способности, не любовь к конструкторам, а желание самого ребёнка:

— Если ребёнок хочет, все необходимые знания я в него вложу.

Фото Арины Мельниковой

Оцените материал

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Рабочего Надыма или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Автор статьи

Татьяна ЛЬВОВА, корреспондент газеты "Рабочий Надыма". Все материалы этого автора

Читать также

Льётся песня
25 мая
Клуб «Джерело» собрал ценителей народной украинской культуры...
«Палка». Начало...
18 мая
В Надыме стартовал новый проект...
Пятёрка лучших
11 мая
В Надыме назвали имена журналистов года...
Волонтёрство — образ жизни
4 мая
Надымчанин стал послом Победы...
%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f