[12+]

Третья стихия как дом родной

20 апреля
0

Федерации авиационных видов спорта Надымского района 5 лет

20170613171049 img 3418 Третья стихия как дом родной

Съёмка с беспилотника привлекает, всегда интересно смотреть на окружающий мир свысока, с раздвинутыми до бесконечности горизонтами и краями, выгнутыми от центра вниз, туда, где земля кончается. Наверное, пращуры человека и видели её с такой высоты, поэтому вид сверху завораживает, а холодок проходит как раз там, между лопаток, где когда-то были крылья.

ОТ ОДИНОЧЕК ДО КОЛЛЕКТИВА

Но не все смирились, что можно смотреть только в монитор компьютера или иллюминатор самолёта. Прыгают с парашютом, летают на парапланах и дельтапланах, невзирая на риск и пустоту под ногами. Среди них и надымчане, сейчас в общественной организации Надымского района «Федерация авиационных видов спорта» более 60 человек, активно участвуют — 10–15, в основном мужчины от 16 до 60 лет.

Вот об этом сообществе и рассказал председатель федерации, пилот-парапланерист Сергей Риве. Юридически федерация оформлена уже 5 лет, но первые любители парить в восходящих потоках воздуха, по свидетельству Сергея Зихардовича, появились в Надыме ещё в начале 90-х годов: поначалу пилоты одиночки, позже объединялись по общим интересам, взлетали с твёрдой поверхности различными способами. А 25 декабря 2012-го федерация была зарегистрирована в Министерстве юстиции как общественная и приобрела официальный статус. В результате стали решаться вопросы, ранее неразрешимые или трудные: согласование полётов со службами управления воздушным движением, закупка снаряжения, заключение договоров о совместной деятельности.

НАДЫМСКИЕ ИКАРЫ

Парапланеристы, мотодельтапланеристы, парашютисты — у каждого своя специализация, но общая любовь к небу. Парашютный спорт — явление сезонное, и погружаться в него постоянно пока нет возможности, так как своего самолёта в Надыме нет. А парапланеристы летают круглый год. Параплан поднимается в воздух с помощью силовой установки с винтом (мотопараплан) либо с использованием тяги снегохода (полёты на затяжке). В последнем случае, пояснил Сергей Риве, используется буксировочная система «Малинка», названная так по фамилии изобретателя. Рывки демпфируются за счёт длины и упругости синтетического шнура, а тягу регулирует скоростью водитель буксира, контролируя усилие по индикатору. Когда высота достаточна для планирования, пилот принимает решение отцепиться и производит полёт по произвольной траектории.

В 90-х годах всё начиналось с клуба мотодельтапланеристов «Икар», один из участников вертолётчик Юрий Скакалин занимается любимым делом и сегодня. Дельталёт отличается от параплана большей скоростью полёта, на нём можно совершать перелёты на дальние дистанции, но для этих летательных аппаратов необходима подготовленная, хорошо укатанная площадка большей длины, чем для параплана.

Летательный аппарат не велосипед, на котором невозможно разучиться ездить: и через много лет сядешь и поедешь.

— С полётами сложнее, — замечает Сергей, — если редко поднимаешься в небо, теряются навыки, пропадают психомоторная реакция и оценка ситуации. Совершенствоваться можно всю жизнь. Благодаря интернету обмениваемся опытом с единомышленниками из других регионов, климатических зон.

АЭРОКЛУБ У ПОЛЯРНОГО КРУГА

Цель, которую ставили участники, со временем не трансформировалась: создать в Надыме действующий аэроклуб, объединяющий несколько видов авиа­ционного спорта. Собственный аэроплан, дельтапланы, парашютное снаряжение, парапланы. Популяризация спорта среди подростков, первые прыжки, приобретение первоначальных навыков полётов. В конце концов возможность для подростков определиться: твоё это дело на всю жизнь или просто хобби. Образцовыми Сергей Риве назвал сургутский и уватский аэроклубы.

— Чтобы работать с людьми, необходима лицензия на образовательную деятельность, разрешительные документы от ДОСААФ. Почему и сотрудничаем исключительно с уватским аэроклубом «Высота». Сегодня в авиации не хватает людей, которые приходят в неё по зову души. Чем больше человек любит полёт, тем ответственней подходит к изучению базовых знаний, тщательней готовится к безопасному выполнению лётного задания. А чем безопаснее полёт, тем больше удовольствия получаешь.

В марте 97 надымчан прыгнули с парашютом, из них 52 школьника.

28 человек выполнили по три прыжка и получили третий спортивный разряд. Федерации это удалось благодаря финансовой поддержке ООО «Газпром добыча Надым» и сотрудничеству с детско-юношеским центром «Альфа» и ДОСААФ. Оплачивали школьники только страховку. К прыжкам допускаются с 14 лет с разрешения обоих родителей, ограничение по массе — не менее 45 и не более 90 килограммов. Первое понятно, второе: при большей массе слишком высока скорость вертикального снижения и кости парашютиста могут не выдержать. Для первого десантирования достаточно высоты 800 метров.

ЧЕТВЁРТАЯ ФАЗА

Собеседник выделил четыре фазы прыжка: шаг в пустоту, раскрытие купола, расчековка запасного парашюта, чтобы он не раскрылся автоматически в трёхстах метрах над площадкой, и приземление.

Сам председатель знакомство с небом начал в студенчестве. В самарском аэроклубе он обучился летать на Як-52, но интересуется всеми возможностями оторваться от земли.

— Как быстро привыкаешь к тому, что под ногами пустота? — задаю давно интересующий вопрос.

— Если человек совсем не боится, это не нормально. И опасно для него самого. Но стоять на краю небоскрёба и летать на параплане — совершенно разные вещи. Скажу по своим ощущениям: с «тарзанки» никогда не прыгал и не собираюсь. Для меня главное не адреналин, а ощущение полёта и управление, виды сверху. Альпинист поднимается в горы не с мыслью «если повезёт, поднимусь, а потом вернусь вниз», он готов к подъёму и связанным с ним не­ожиданностям. Небо — родная стихия, там мы дома. Но ни в коем случае нельзя просто созерцать, «витать в облаках». Да, и в облачность тоже залетать нельзя. А привычка к высоте зависит от частоты попыток. Если раз в год, то всегда как впервые. Каждый полёт или прыжок прорабатываешь новую возможную ситуацию, это опыт, который одной тео­рией не усвоишь, нужна постоянная практика и обязательно разбор каждого полёта после выполнения, особенно если случались нештатные ситуации.

ТРИ РОТЫ ПАРАШЮТИСТОВ

За три года в Надымском небе совершили прыжки более 300 человек.

Сергей Риве видит и в этом реализацию одной из целей федерации: люди прыгнули в Надыме. Вряд ли кто-то специально для этого поехал бы в Сургут, Уват или Москву.

Выделить кого-то из единомышленников отдельно Сергей Риве затруднился, за всё время было столько людей, о которых можно рассказывать долго. Это не вызывает удивления, федерация появилась не приказом сверху, а методом самоорганизации энтузиастов, влюблённых в небо.

— Жаль, уехали из Надыма Игорь Биднюк и Павел Нестерович, можно сказать, инициаторы и вдохновители нашего движения, многое было сделано благодаря им. Сегодня с нами летают и проводят активную работу Олег Жуков, Аркадий Куртиян, Ренат Абдульманов, Юрий Скакалин, Владимир Басница, Михаил Золотой, Леонид Фирсов, Павел Барков, Андрей Тодоров, Максим Паксин, Сергей Жиденко, Владислав Школьный, Юрий Калинин, Марина Фирсова, Татьяна Баркова, Татьяна Мейер, Яна Маслова, Татьяна Михеева, Любовь Зинатуллина.

В заключение он пригласил оценить себя в третьей стихии молодых надымчан: а вдруг это ваш дом?

Фото федерации авиационных видов спорта Надымского района

Оцените материал

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Рабочего Надыма или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

В ритме спорта
17 августа
В Надыме отметили Всероссийский день физкультурника...
Золото и серебро — в копилке
10 августа
Ямальские пловцы в составе сборной России участвуют в чемпионате Европы...
Мотополярник-2018
3 августа
Надым стал центром притяжения мототуристов со всей России и ближнего зарубежья...
Лето, палатки, кедровая роща
27 июля
Ежегодный туристический слёт прошёл в новом месте, но остался ярким и незабываемым...
%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f