[12+]

Заботу о продовольствии поручат роботам

27 апреля
0

Начинающие инженеры задумались о производстве продуктов в будущем

U os kgwpfu Заботу о продовольствии поручат роботам

Агроботы и дроны-сеятели, роботы — культиваторы и мелиораторы, а ещё — дистанционно управляемые сборщики и сортировщики урожая. И это далеко не полный перечень технических решений, придуманных ямальскими школьниками в помощь сельскому хозяйству завтрашнего дня.

Заглянуть в это технологичное будущее оказалось довольно просто: достаточно было прийти на IV окружные робототехнические соревнования, проходившие в нашем городе.

Чтобы принять в них участие, в Надым съехались команды из Салехарда, Нового Уренгоя, Губкинского, Пурпе и Ноябрьска. От имени надымчан гостей приветствовали заместитель главы администрации Надымского района Семён Свидлов и заместитель начальника департамента образования Инна Елизарьева. Они пожелали удачи юным гениям и отметили, что от знаний и таланта нынешних учеников зависит то, каким станет завтрашний день нашей страны. А нынешние соревнования — это ещё один шаг к развитию и новым горизонтам.

В ходе состязаний будущие инженеры не просто демонстрировали опыт и таланты в области робототехники, механики и информатики, но и подтверждали умение делать это командно и оперативно.

Как уже догадался наш читатель, в этом году изобретения, презентации и доклады ребят в творческой категории WeDo (образовательная робототехника) были посвящены продовольственной теме. Её название звучало так: «Еда имеет значение». Поэтому дети ставили перед собой задачи самые что ни на есть практические: придумать проекты, которые улучшат качество питания, предложить идеи для ресурсосберегающего земледелия, обеспечить продовольственную безопасность страны и даже победить голод на планете. Кстати, общая тема региональных, да и федеральных состязаний каждый год оказывается разной, поэтому воспользоваться наработками прошлых лет было практически невозможно.

Традиционно проходили соревнования и в спортивной категории WRO (англ. World RobotOlympiad — Всемирная олимпиада роботов). А ещё впервые в рамках этого форума состоялись соревнования Надымского района по робототехнике среди команд дошкольных образований.

О ЧЁМ МЕЧТАЮТ ДОШКОЛЯТА

Многие из гостей соревнований начинали осмотр творческих работ с самых красочных стендов, подготовленных детскими садами. Конечно же, посетителей знакомили со своими проектами сами ребята. Например, «Фабрику идей или кулинарное робошоу» представили Никита Маковеев и Арсений Борзенков, воспитанники детсада «Улыбка».

— На Севере всем не хватает витаминов, — старательно объясняли посетителям мальчишки, — поэтому мы и решили создать фабрику, которая поможет обогатить ими наши любимые продукты питания.

Столь же перспективно подошли к своей идее воспитанники детсада «Журавлёнок». Аня Петрук и Вася Гордеев презентовали экоферму «Ягодка», ориентированную на то, чтобы в условиях Крайнего Севера выращивать экологически чистые ягоды без использования химических удобрений. Все фермерские работы ребята планируют поручить роботам. Умные машины будут превращать пищевые отходы свалок в гумус и удобрять почву. Роботы-культиваторы и поливальщики будут рыхлить почву и поливать саженцы. И даже сбор ягод будет идти с помощью специального конвейера.

Не менее увлекательными были и другие проекты. А эксперты остались довольны не только разработками и презентациями дошколят, но и тем, что ребята смогли показать, как запрограммированы все модели и машины, а ещё ответить на вопросы членов судейской коллегии.

— Воспитанники детсадов также успешно выступили и в спортивных номинациях, — отметила Светлана Беленькая, заведующая сектором дополнительного образования и воспитательной работы районного департамента образования. — Их роботы буквально за пять минут прошли маршруты по заданным траекториям, а сами ребята успешно сориентировались в конструкторах для школьников, отыскав и вернув в состав предложенных им «поломанных» роботов недостающие детали.

По итогам первых районных соревнований по робототехнике среди дошколят первое место было присуждено команде «Прогресс» детского сада «Умка». Вторыми стали ребята из команды «Самоделкин» детсада «Сказка». А третьими — «Журавлята» из детского сада «Журавлёнок».

КТО СКАЗАЛ, ЧТО СЕВЕР НЕ АГРАРНЫЙ?

У стендов, подготовленных школьниками, жюри, конечно, задерживалось дольше. Этого требовали и сами проекты — более сложные, приближенные ко «взрослым» требованиям.

Например, «Агробот» и «Робобур», представленные исследователями из надымской школы № 4, работали в импровизированном поле-коробе, заполненном обычным грунтом. Для старта достаточно было послать машинам мобильную команду, и вот уже первый из роботов демонстрировал приёмы точного земледелия, вспахивая и засевая землю, а второй показывал возможности буровой установки.

Многих заинтересовал проект Олега Жаркова и Кирилла Шабельника, членов команды «Lego-Радуга-Вжик» из первой надымской школы. Ребята уверены, что он незаменим для экологов.

— Мы предлагаем свой вариант дробильно-сортировочного перерабатывающего комплекса, — пояснили школьники. — В его функции входят сбор, разделение и переработка мусора, а ещё он способен очищать от загрязнений водоёмы.

Не менее интересный проект привезли в Надым представители из Губкинского (команда «TRIPLE CARE»). Это беспилотный комбайн, способный не только собирать урожай, но сортировать зерно, одновременно очищая его от остатков колосьев.



Кстати, окружные соревнования были насыщены не только состязаниями, но и другими интересными событиями. Участники посетили мастер-класс «Применение численных методов анализа данных для фильтрации показаний датчиков», который провёл Алексей Подгорный, приняли участие в брифинге, посвящённом вопросам технического развития и роботизации производства, а ребята младшего возраста посетили «Парк профессий» в центре детского творчества.



— Уровень знаний ребят, их погружение в проекты достаточно высоки, — отметил Вадим Скворцов, эксперт соревнований, преподаватель кафедры информационных технологий МГТУ им. Баумана. — Так, во время презентации своих работ каждый из них, независимо от возраста, готов был рассказать не только основные принципы механики и программирования, но и то, как можно усовершенствовать ту или иную модель или механизм или приспособить к новым условиям. А мы как конкурсная комиссия не стеснялись их спрашивать обо всём этом!

РОБОСПОРТ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ!

Интересными и напряжёнными стали спортивные состязания в категории WRO. Собранные и запрограммированные школьниками роботы должны были демонстрировать свои умения в двух испытаниях обязательной номинации: двигаться в лабиринте и по заданной траектории. Кроме этого, они должны были выполнить заданные манипуляции в свободной номинации также в двух испытаниях: условной сортировке посылок, поиске и спасении утопающих. Причём, в каждом виде соревнований ребятам давалось только две попытки.

В сравнении с прошлогодними соревнованиями здесь изменилось немало. Например, форма и цвет объектов, с которыми должны были работать роботы (а это существенно усложняло настройку их опознавательной системы и форму захватов). На поле, где умные машины проходили заданную траекторию, появилась сетка, что потребовало от участников более высоких навыков навигации. Также командам предложили использовать сразу по два робота. С одной стороны, это упрощало задачу, так как позволяло выполнить её вдвое быстрее, но с другой — требовало времени и усилий для того, чтобы написать программу навигации и обмена данными для роботов. Однако, несмотря на это, среди ребят-участников не оказалось никого, кто не справился бы с заданием.

— То, что соревнования всех уровней год от года становятся всё сложнее, — непременное условие развития, — отмечает Алексей Подгорный, главный судья соревнований, тренер международной олимпиады роботов WRO. — Если, конечно, мы хотим к окончанию 11-го класса получать из выпускников юных специалистов. Кроме того, рост сложности ориентирует педагогов на изучение новых методик и образовательных технологий, заставляет их прокачивать собственные навыки. Но и награды в соревнованиях высших уровней стоят этих стараний: ребята-победители получают возможность на льготных основаниях поступить в лучшие технические вузы страны. Тем же, кто не смог выступить результативно, я могу сказать, что они тоже делают шаг вперёд: увидев собственные слабые места, поймут, куда им надо двигаться, чтобы расти и развиваться дальше.

В заключение стоит отметить, что юные изобретатели из Надыма показали на IV окружных соревнованиях по робототехнике наилучшие результаты, завоевав тринадцать призовых наград. Шесть из них — высшего достоинства. Вот имена лучших из лучших: команды «Техномощь» школы № 4, «Лего-Радуга-Вжик» школы № 1, «Техническая робототехника» и «Техническая робототехника-1» центра детского творчества, а также «Журавлята» детсада «Журавлёнок».

Оцените материал

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Рабочего Надыма или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Автор статьи

Елена ПЕККА, корреспондент газеты "Рабочий Надыма". Все материалы этого автора

Читать также

Каким быть надымскому образованию
17 августа
Продолжается обсуждение стратегии социально-экономического развития муниципалитета до 2030 года...
Образование со знаком качества
10 августа
Ямальские выпускники выбирают тюменские вузы...
Как «Мечта» украсила ребячьи каникулы
3 августа
В минувшем месяце 140 юных надымчан отдохнули в пришкольных лагерях...
Играем и учимся
27 июля
Ныдинские малыши готовятся к школе...
%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f