Из детской библиотеки с разговором не по-детски

Сотрудница библиотечной системы Надыма Эльвира Дражина провела литературный час на тему творчества Фёдора Достоевского «Знаток души человеческой» для учащихся школы № 9. Встреча состоялась в школьной библиотеке, где собрались юноши и девушки из 10 «Б» класса.

МОДНЫЙ ПИСАТЕЛЬ XIX ВЕКА

Есть темы для разговора интересные, бывают не очень и попадаются откровенно скучные. Для старшеклассника Достоевский и его творчество, тем более что по программе до него ещё не дошли, тяжёлая для восприятия вещь, несмотря на то, что Фёдор Михайлович — признанный во всём мире гений литературы. Но детскому библиотекарю удалось вывести подростков из сонного оцепенения, куда погружались школьники всех времён, если урок неинтересен.

А как не заинтересоваться родившемуся в XXI веке, узнав, что история убийства старухи-процентщицы во времена публикации романа признана психологическим детективом, а Достоевский с его натуралистическим описанием действительности считался автором, шокирующим культурную публику. Каким покажется общество того времени молодому человеку, у которого в кармане смартфон, выдающий по запросу такие ужасы, что Фёдору Михайловичу и не снились?! Произошло в зале и весёлое оживление, когда портрет классика, приклеенный к книжной полке, упал на стол: «Видите, сам удивился тому, как изменился мир».

Поэтому после лекции появились вопросы не только по поводу хрестоматийного «Преступления и наказания». Спрашивали о романах «Идиот» и «Бесы», библиотекарь дала советы и по другим произведениям: чем интересны, в каком возрасте лучше прочесть, чтобы понять автора и его мысли. Например, Эльвира Дражина считает, что роман «Братья Карамазовы» в школе усвоить тяжело. Хотя ещё неизвестно, все ли взрослые его читали. Лекция пробудила интерес и к детской библиотеке, ребята спросили, где она сегодня базируется. Эльвира Салаватовна пригласила на Заводскую, 10, пока идёт ремонт в основном помещении у ДК «Победа», библиотека находится там, где раньше располагался ЕРИЦ.

…ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ?

Яна Чересова в ходе беседы заинтересовалась писателем Чаком Палаником, некоторое сходство с творчеством которого отметила Эльвира Дражина у Достоевского:

— Общее между ними то, что каждый шокировал читателя своими литературными приёмами; хотя современного человека, наверное, уже трудно удивить, Паланику это удалось, — прокомментировала Эльвира Салаватовна. — Со школьниками, если вычесть время эпидемиологических ограничений, встречаемся часто. Я, кроме литературных встреч, по субботам веду клуб настольных игр. Наша задача — сделать детей друзьями библиотеки. Нынешние подростки более открыты по сравнению с нашим поколением, чаще спрашивают, с ними проще наладить обратную связь. В плане начитанности если и есть снижение, то, говоря объективно, и раньше немногие увлекались чтением. Иногда, если расскажешь что-то неожиданное о книге, берут и Достоевского. А интересны для них пересечения тогдашней действительности с сегодняшней, и это естественно: в серьёзной литературе ищем ответы на собственные вопросы. Детям надо показать классика и классику с другой, неожиданной стороны, тогда будут читать.

Максим Буркин из авторов, которых проходили по программе, назвал Александра Пушкина и Николая Заболоцкого:

— Теперь попробую прочесть «Идиот», сегодня заинтересовали этим романом.

Вероника Балицкая вспомнила из программных Алексея Толстого, а после лекции решила взять в библиотеке «Бесов» Ф. М. Достоевского. Вопрос по следам «Преступления и наказания»: в каких случаях можно оправдать убийство, поставил обоих в тупик:

— По неосторожности, — после раздумья дали Максим и Вероника «консолидированный» ответ, затем продолжили. — Это очень сложная категория, нам трудно судить. Наверное, при самообороне. А вообще, правосудие и справедливость не всегда совпадают.

Для того, наверное, и нужны такие встречи, чтобы входящие во взрослую жизнь школьники задавали себе и окружающим подобные вопросы и находили ответы у родителей, педагогов и у литературных классиков.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх