«Мы помним ваши имена»

От редакции:

В окружной акции под таким названием приняли участие надымские школьники. Через судьбу своих прадедов, отстоявших мир, ребята соприкоснулись со страшной страницей истории нашей страны.  Они с трепетом рассказали о том, как в их семьях бережно хранят воспоминания о героях Великой Отечественной, награды и трогательные письма-треугольники с фронта. Некоторые из этих сочинений, предоставленные нам руководителем школьного музея боевой славы имени Анатолия Зверева Светланой Волчковой, мы публикуем в преддверии 9 Мая. В них разные истории, разные герои, но есть то, что их объединяет, — это уважение и благодарная память.

Когда началась Великая Отечественная война моему прадедушке Миннихану Хайрулловичу было 18 лет. На фронт его призвали летом 1942 года рядовым-связистом в артиллерийский полк.

Война началась для него на границе с Финляндией. Потом его соединение бросили в центр страны, но направили не на фронт, а в город Горький. Вместе с другими солдатами он какое-то время работал здесь на заводе, собирал танки. И только в 1943 году прадедушка попал на фронт, в самое пекло, на Курскую дугу, где шли одни из самых ожесточённых боёв Второй мировой войны.

Затем он участвовал в освобождении Украины, разгроме Кишинёвской группировки при освобождении Молдавии. Закончил войну в Венгрии в гос­питале. Вернулся в 1946 году инвалидом второй группы с прямой ногой: колено левой ноги не сгибалось. Стараясь преодолеть последствия тяжёлого ранения, он самостоятельно разрабатывал ногу, и позже по собственному требованию был снят с учёта инвалидов.

Я своего прадедушку не помню, потому что он умер, когда мне было два года, но я знаю много о нём по рассказам дедушки, бабушки, мамы и папы. Об интересных случаях его фронтовой жизни мне рассказывал дедушка, сын Миннихана, Фанур Минниханович Бикчантаев. Одну из таких историй я и хочу вам передать.

Миннихан Бикчантаев был связистом в артиллерийском полку. Маленький, щупленький, 20-летний паренёк казался совсем мальчишкой. В этот день немцы вели беспощадный обстрел из орудий, целясь в расположение наших танков, дислоцированных перед большим наступлением в лесочке. В какой-то момент оборвалась связь между полком, где служил прадедушка, и штабом дивизии. Провода связи проходили как раз через эту заболоченную местность и лес, где были наши танки. Паренёк Миннихан получил задание немедленно найти обрыв проводов и восстановить связь. Он взял катушку с кабелем, инструменты, свой карабин и побежал под обстрелом артиллерии. На одном дыхании домчался до того места, где был обрыв провода. Кругом рвались снаряды. Это был кромешный ад. Одним из взрывов разорвало провода и разбросало в разные стороны. А проводов тут были десятки из разных подразделений. Требовалось найти те, которые шли к своему полку, и провода, протянутые в другой конец, соединяющие со штабом дивизии. То есть надо было найти четыре провода из многих разбросанных по земле. А кругом взрывы, грохот, грязь, дым, огонь, свист осколков и очень страшно. Невдалеке виднелись силуэты наших танков, кое-как замаскированных в лесочке. По ним немцы и били из орудий.

И вот прадедушка, щупленький паренёк в грязной гимнастёрке, ползал по земле, поочередно соединял провода и по позывным: «Орёл, Орёл, я Сокол!» искал свою линию. Когда наконец-то уже были найдены нужные провода, почти все соединены и заизолированы, он, лёжа на земле, начал прикручивать плоскогубцами последний провод, и связь уже пошла, как вдруг огромный противотанковый снаряд врезался в землю под самым животом молоденького солдата. Миннихана от этого даже чуть приподняло.

Как позже рассказывал прадедушка, тогда его сковал страх перед смертью, но он продолжал сжимать провода плоскогубцами, при этом напрягся всем телом в ожидании ужаса боли. Он до конца дней помнил, как в тот момент ему мысленно предстала панорама родной деревни под горой Сук-кул, отчий домик с соломенной крышей, коровник-мазанка и плетни, большой огород и поля. А ещё видел он лес вдоль реки Усень, родителей, сес­тёр. За какие-то мгновения, как в кад­рах кино, пролетела вся его жизнь. И тут он потерял сознание…

Когда паренёк очнулся, то никак не мог понять, что происходит: вокруг него собрались танкисты, один из них взял его на руки как ребенка, а другой теребил и говорил: «Проснись, сынок, ты в рубашке родился, снаряд под тобой не взорвался. Проснись! Очнись!». Миннихана поставили на ноги, у него кружилась голова. Он взял винтовку, инструменты и пошатываясь пошёл в расположение своего полка, в растерянности даже позабыв поблагодарить танкистов, которые привели его в чувство. Когда наш герой пришёл в свой блиндаж, товарищи сказали ему, что уже похоронили его, думали, что не вернётся с задания, уж очень был сильный обстрел того места, где налаживал связь рядовой Миннихан Бикчантаев.

Прадедушка рассказывал, что на войне случались разные происшествия, когда граница между жизнью и смертью проходит совсем рядом и многое определяется или везением, или какими-то непонятными обстоятельствами.

Арсен Латыпов,выпускник школы № 2 г. Надыма.

Фото предоставлены автором.


Награды прадеда я бережно храню

Каждое лето я провожу у бабушки с дедушкой в станице Слащевской Волгоградской области. Дом, в котором мы живём в деревне, построил мой прадед Дмитрий Матвеевич Баксаров. Однажды бабушка рассказала мне историю своего отца, прошедшего Великую Оте­чественную войну, и показала вещи, которые трепетно хранятся в нашей семье уже на протяжении долгих лет.

До начала войны мой прадед был директором неполной средней школы в хуторе Попов Волгоградской области. В 1941 году, поскольку он был военнообязанный, его мобилизовали в регулярную армию. С 25 марта 1942 года Дмитрий Матвеевич служил в составе 2-го гвардейского Краснознамённого кавалерийского корпуса. Он начал обучать курсантов военному делу.

Уже с июля 1942-го мой прадед был назначен в учебный дивизион для подготовки сержантского состава в должности командира миномётного учебного взвода. В феврале 1944 года получил Орден Красной Звезды. Заинтересовавшись подробностями вручения прадеду такой высокой наградой, мы вместе с мамой зашли на сайт Министерства обороны РФ и нашли наградной лист. В нём говорилось: «…за проявленное старание в обучении курсантов, за безупречное выполнение обязанностей долга службы представить к государственной награде». Все курсанты, которых обучал Дмитрий Матвеевич, сдавали выпускные экзамены на «хорошо» и «отлично». Прадедушка делился с ними всеми своими знаниями и умениями, чтобы каждый из них мог защитить себя и Родину.

Дмитрий Матвеевич освобождал территорию Ук­ра­и­ны, Бе­ла­руси, Поль­ши и Гер­ма­нии. Воевал в составе Западного, Центрального, Брянского и Белорусского фронтов. Орден Красной Звезды всегда был с ним. Также его наградили нагрудным знаком «Гвардия», которым отмечали тех, кто доблестно проявил себя в военное время.

После окончания войны он получил ещё две награды: медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и Орден Отечественной войны II степени.

Когда я взял в руки медаль, то испытал особый трепет и чувство гордости. Она уже, конечно, не в идеальном состоянии, лента её с потрёпанными краями, кое-где и ниточки выглядывают, но это не делает её менее значимой для нашей семьи, и лично для меня!

Мой прадедушка вернулся домой живым и невредимым и продолжил свою педагогическую деятельность. Он основал в станице Слащевской специальную коррекционную школу-интернат, которая функционирует и сейчас. У него было трое детей, одна из них моя бабушка — Любовь Дмитриевна Харечко (Баксарова).

Каждый год 9 мая он посещал митинги, посвящённые Победе советского народа, но никогда не рассказывал о войне и не ходил на встречи с бо­евыми товарищами. Ворошить эти воспоминания ему не хотелось. Умер мой прадед в 2002 году.

Бабушка бережно хранит награды Дмитрия Матвеевича, это самое ценное в нашей семье. Несколько раз ей предлагали их выкупить другие люди, но она отказала. Продать боевые ордена — значит, предать память своей семьи, память о тех, кто отдал свои жизни за мирное небо!

Моя мама знает историю этих наград, а теперь и я. Сегодня к орденам и медалям прадеда прибавились награды моего папы. Мы бережно храним их как наши семейные реликвии.

Роман Миронов, ученик 3 класса школы № 2 г. Надыма.

Фото предоставлено автором.


Фронтовыми дорогами дошёл до Австрии

Мой прадедушка Василий Иванович Фанин родился 27 ноября 1913 года в селе Донском Акмолинской области. Получил два класса образования начальной школы. Беспартийный, трудился в колхозе трактористом, по этой специальности был призван в ряды Советской армии в 1941 году Есильским РВК, Акмолинской области, Казахской ССР. Затем его направили в 16-ю отдельную противотанковую дивизию, в должности заряжающего противотанкового ружья, где проходил службу с декабря 1941 года по июль 1942 года.

Во время боевых действий на территории Украинской ССР в июле 1942 года был контужен. Его укрывала местная жительница и даже сшила ему одежду из одеяла. Но всё же после контузии мой прадедушка попал в плен. Когда их вели через территорию Украины, немцы предложили родственникам забрать своих пленных, но дядя не вышел за Василием, побоялся, что и его тоже угонят в плен.

Военнопленные занимались добычей камня. Из-за жестоких издевательств надзирателей мой прадед ослеп. Фашисты обливали захваченных ледяной водой, и это происходило в последние месяцы осени. Но люди старались хоть как-то поддерживать друг друга. И другой пленный водил Василия Ивановича на верёвочке и подавал ему камни, чтобы он мог работать, а соответственно остаться живым. Прадедушка очень хотел найти этого человека после войны, но, к сожалению, не было никаких данных о нём.

Освободили их партизаны. Это были мальчишки 12–14 лет с взрослым командиром отряда. Когда пленные подошли к закрытому железнодорожному переезду, партизаны отбили их у конвоиров. Командир сказал, что возьмёт с собой столько людей, сколько ему нужно, а остальные пусть сами ­добираются к своим. Василий Иванович остался среди тех, кому предстояло добираться самостоятельно. Двинулись в путь, а спустя какое-то время увидели красноармейцев. Но на самом деле это оказались переодетые власовцы. Они расстреляли почти всех освобождённых, спастись удалось только тем, кто смог переплыть реку Донец.

После освобождения из плена мой прадедушка был направлен в 235-й армейский запасный стрелковый полк 46-й полевой армии 3-го Украинского фронта. В эти полки попадали военнослужащие, освобождённые из немецких концлагерей и проверенные НКВД. Такие формирования выполняли роль распределителей для пополнения действующей армии. Время нахождения в АЗСП обычно составляло от нескольких дней до 5–6 месяцев.

Из 235-го АЗСП моего прадедуш­­ку направили в 137-й стрелковый полк, где 9 августа 1944 года он повторно принял военную присягу. Затем его отправили в часть номер 34403 (которая сейчас называется 275-я гвардейская зенитная ракетная бригада) 147-го гвардейского стрелкового полка 49-й гвардейской стрелковой дивизии 2-го Украинского фронта.

В августе-сентябре 1944 года полк участвовал в освобождении Румынии, Болгарии. Затем боевые действия вновь переместились на территорию Румынии, в Южные Карпаты и на территорию Югославии. Потом освобождали Белград. С 29 октября 1944 года по 13 февраля 1945 года полк принимал участие в Будапештской наступательной операции, что отображено в приказе Верховного главнокомандующего маршала Советского Союза Иоси­фа Сталина от 13 февраля 1945, в котором «объявляется благодарность войскам, участвующим в боях за овладение Будапештом». Копия этого документа хранится в нашем семейном архиве.

С 16 марта по 15 апреля 1945 года Василий Иванович участвовал в Венской наступательной операции, победу встретил в Австрии в городе Фрайштадте в звании гвардии-рядового. За освобождение этого города его тоже наградили. Демобилизован был прадедушка 18 декабря 1945 года.

Вернувшись в своё село, он работал на колёсном тракторе бригадиром 7-й бригады, участвовал в осво­ении целины, за что был неоднократно удостоен наград. Василий Иванович не мог спокойно вспоминать о пережитых годах войны и плена, плакал и говорил: «Не дай вам бог этого испытать никогда».

Олег Васильев, ученик 9 класса школы № 2 г. Надыма.

Фото предоставлено автором.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх