Деталь одежды, оберег или помощник?

Одежда во все времена не только защищала человека от воздействия внешней среды, но и имела множество особых социально-культурных назначений и напрямую связана с традициями народа, его верованиями и представлениями о добре и зле. По ней и её элементам узнавали, откуда человек родом, догадывались о его занятиях. Национальные костюмы народов ханты, ненцы и коми-зырян отличают узоры и различные украшения. Одной из ярких деталей образа является пояс. Он может иметь разный вид, значения и нести в себе символическую информацию. Об этом рассказывает новая выставка Музея истории и археологии города Надыма «Пояс в культуре этноса».

ОТ МЛАДЕНЧЕСТВА ДО СТАРОСТИ

На выставке представлены несколько десятков экспонатов, хранящихся в фондах музея, а также предоставленные коренными жителями северных территорий, такие предметы бережно хранятся в семье из поколения в поколение. Есть среди них и совершенно новые пояса: их специально к открытию смастерили хранительницы культуры малочисленных народов Севера. Экспозицию открывает обзор народного русского костюма Белгородчины: понёвного комплекса замужней женщины. Именно рассказ о значении пояса в русской культуре предваряет последовательное повествование сотрудника музея об этом предмете в гардеробе северных народов.

— Слово «пояс» происходит от древ­нерусского «ясати», что означает «подпоясывать», «вязать», — рассказывает ме­тодист музея Елена Бакланова. — Пояс используется как оберег во многих культурах. Некоторые исследователи связывают такую семантику этого предмета одежды с его формой правильного круга, замкнутой окружности. Представлялось, что пространство вокруг человека в форме замкнутого круга делает его недоступным для злых духов.

Опоясок, сплетённый преимущественно из трёх шерстяных нитей красного цвета, надевали ребёнку при крещении. Его дарила крёстная, и он не снимался до смерти. Обычно завязывался вокруг пояса на несколько оборотов, чтобы пупок, который связан с внешним миром, был защищён, таким образом старались оградить от потусторонней силы, а опоясок выполнял роль своеобразной грани между ­мирами. ­Пояс менялся лишь в определённые этапы жизни и ритуальные циклы человека, такие как, например, взросление или вступление в брак. На Руси никогда не ходили «распояской». Пояс не снимали даже в бане.

— Ходить без него считалось большим грехом, — говорит Елена Бакланова. — Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. Отсюда значение слова «распоясаться»: забыть о приличиях, быть бессовестным.

Удивительно, в русской ­народной культуре пояс и полотенце по изначальным смыслам идентичны. В основе их значимости положена духовная сила спряденной нити. Полотенце, кушак, пояс и собственно нить служат прообразом «нити судьбы». В русском народе говорят: «Девка прядёт, а Бог ей нитку даёт». Спряденная в полотенце и пояс нить воплощает судьбу человека. Земную судьбу дитя получает из рук родной матери в виде полотенца, а духовную — от крёстной с поясом.

НЕ ТОЛЬКО КРАСОТА, НО И ПРАКТИЧНОСТЬ

Большое значение всегда этому предмету одеяния отдавалось и в культуре коренных малочисленных народов Севера. Ненецкий национальный костюм невозможно представить без пояса. Из всех предметов одежды этот имеет более функциональную значимость: в первую очередь он всегда был предназначен для подпоясывания зимней и летней верхней одежды детей, мужчин и женщин с целью сохранения тепла.

Чёткое разделение поясов по половому признаку у ненцев соблюдается уже в детском возрасте. У девочек всегда были плетёные пояса. Нередко они снабжались также круглыми пряжками-кольцами. Праздничным вариантом мог быть красивый пояс из сукна, расшитый бисером. Мальчики лет с пяти надевали кожаный пояс с бляшками, который каждый отец изготавливал своему сыну. По достижению 14–15 лет юноша сам делал себе пояс на всю оставшуюся жизнь.

— Такой пояс назывался наборным, — поясняет Елена Бакланова. — Ярким его примером является экспонат, который предоставила нам жительница Надыма Надежда Васильевна Ненянг. Охотничий пояс её сын Аркадий смастерил самостоятельно в юношестве в 1980 году. Ножны, сумочки для точильного камня, патронов или пороха — такой набор элементов выбрал себе будущий охотник при его изготовлении. Для этого пояса характерны костяные прорезные накладки с узорами, выполненные также вручную. Кроме того, часто на нём можно встретить клыки медведя, лося, лисицы — своеобразный оберег от нападения хищников.

Кожаный пояс «ни», ­украшенный металлическими накладками, был обязательным атрибутом мужской одежды во всех ненецких группах: в западных и восточных районах расселения, у тундровых и лесных ненцев. Мужчины носили его в любое время года: и с зимними малицами, сшитыми из толстого меха, и с летними, материалом для которых служил тонкий выношенный мех или сукно. При этом летом пояса уменьшали при помощи двух костяных пуговиц и кожаного ремешка, а на зиму опять распускали. Кожаную основу пояса изготавливали из сыромятной кожи, которую вырезали шириной от 5 до 9 см и длиной чуть больше обхвата талии с учётом толщины зимней малицы. Застёгивали его при помощи массивной, отлитой из меди пряжки, состоящей из двух почти одинаковых половин, крепившихся на концах пояса. Гордость ненцев за свои поясные пряжки отражена в поговорке «Раз закрепишь — никогда не отпустит».

Ещё один вид поясов, который носили раньше и продолжают носить сейчас как женщины, так и мужчины — плетёный. Его создают на станках — бёрдо. Сплести с помощью него можно и узкий, и широкий пояс, подобрав для этого необходимое количество и цвет нитей. На них же можно изготовить праздничные и повседневные подвязки для кисов. Об этих вышеупомянутых и других интересных фактах о поясе в культуре народов ханты, ненцы и коми-зыряне горожанам и гостям Надыма расскажут сотрудники городского музея. Экспозиция будет представлена в малом зале до 19 сентября.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх