История Надыма — это часть истории коренных жителей

Из своего детства вспоминаю, как в начале семидесятых годов прошлого века слово «Надым» стало восприниматься как понятие, отличающееся от его исторического значения. Я учился в школе-интернате районного центра посёлка Ныды, а на летние каникулы родственники забирали меня в стойбище оленеводов в районе реки Ярудей. Знали из рассказов взрослых, что от реки Полуй и до реки Надым не так давно строили железную дорогу. Строили дорогу, по их словам, «ссылка луца» (что в переводе «сосланные в лагеря»). Когда мы, дети, заигрывались допоздна, то родители часто припугивали, что нас запросто могут забрать эти «ссылка луца», отчего нам становилось жутко и мы быстрёхонько разбегались по своим чумам.

Тогда же нередко в наше стойбище стали наведываться незнакомые люди. Они о чём-то оживлённо беседовали со взрослыми оленеводами, а мы пугливо прятались за спины взрослых, за чум либо за нарты. Эти незнакомцы почему-то не были хмурыми и злыми, как мы их представляли, а оказались молодыми жизнерадостными людьми.

По окончании летних каникул мы возвращались в родной посёлок и с ребятами из соседних стойбищ наперебой обсуждали события короткого заполярного лета. И, конечно, непременной темой оживлённых рассказов были встречи с новыми «луца», живущими в многочисленных вагон-городках прямо посреди тундры и леса. Ведь тогда многие стойбища оленеводов совхоза «Ныдинский» располагались со своими стадами оленей в непосредственной близости от посёлка Пагоды, Старого Надыма и посёлка Надыма — будущего города.

А на уроках в школе в той или иной мере наши учителя рассказывали о начале грандиозного освоения Надымского района и о том, что наш посёлок Ныда станет в ближайшем будущем большим городом. Мы мысленно представляли, как ещё школьниками успеем пожить в нашем большом городе на берегу Обской губы.

Вскоре в Ныде заговорили, что районный центр переедет в посёлок Надым (тогда там были только бараки 501-й стройки и небольшой вагон-городок), а Ныда станет мощной перевалочной базой морских судов для последующей доставки грузов на обустраивающиеся газовые месторождения района.

События, происходившие тогда в Надыме, вселили в коренных жителей надежду на новые перспективные преобразования края. Тогда же многие молодые ребята и девчата из Ныды, Нори, Кутопьюгана, Шуги, Старого Надыма, а также из других посёлков нашего округа выехали на строительство нового города Надыма. Это, тогда ещё молодые, Алексей и Галина Салиндер, Нина Ядне, Валерий Худи, Прокопий и Светлана Нядонги, Нина Рочева, братья Семён и Николай Анагуричи, Евгений Ядне, Владимир Салиндер, Ульяна Ядне, Константин Анагуричи, Матвей и Тамара Салиндер, семьи Николая и Сергея Тибичи и их тётя Маша и многие-многие другие. Каждый из них мог бы представить отдельное повествование об истории Надыма. Их жизнь, как и многих других, приехавших со всей страны, начиналась буквально с нуля. Они осва­ивали новые, до этого незнакомые им специальности, их школой была строительная площадка либо зимник, так называемая тогда «трасса».

А мы, ученики, в нашем родном посёлке мысленно видели себя будущими строителями, вездеходчиками, буровиками, геологами, авиаторами.

Ещё будучи школьником, я часто со своими сверстниками хотел собственными глазами увидеть преобразования и незнакомый нам город. Это было легко сделать, ведь тогда вертолёты Ми-4 и Ми-6 базировались на площадках под горками Ныды и площадках посёлка Нумги и по несколько раз в день (а весной и круг­лые сутки) летали в Надым. Тогда понятий «взять билет» или «предварительно записаться на рейс» вообще не существовало. Мы просто подходили к тому или иному вертолёту, и любой экипаж попутно брал нас на борт до Надыма.

Вертолётные площадки располагались в разных частях Надыма, но большие вертолёты Ми-6 базировались на 107-м км, а аэропорт для Ан-2 находился там, где заканчивается 11-й микрорайон города. До этих площадок нам, ребятишкам, добраться было нелегко и в то же время не проб­лемно. Стоило на дороге поднять руку, и водители любого транспорта, будь то грузовой автомобиль «ЗиЛ-131», «Урал», «КрАЗ», трактор ДТ-75 или Т-100 и даже мощные трубовозы «Ураган», любезно подвози­ли попутчиков, а заодно живо интересовались, откуда мы взялись на этой большой строительной площадке. Тогда мы гордо отвечали, что мы из Ныды, которая расположена на самом берегу Обской губы, что там выпасаются многочисленные стада оленей, а по тундре свободно бегают белые песцы, в водоёмах много муксуна и осетра. Но многие из них молча и с улыбкой пожимали плечами. И не знали о нашем посёлке ничего. Но как нам было обидно, что о Ныде ничего они не ведают, ведь посёлок есть на всех картах СССР и на географических атласах мира, а Надыма нет как маленькой точки на карте Ямала.

От них же мы услышали, что здесь будет построен большой современный город под большим стеклянным куполом и что никакой лютый мороз и никакие кровожадные комары не будут страшны жителям города, а в долгие зимние месяцы под куполом станет тепло и светло, как летом. Мы представляли себе эту картину и так хотели, чтобы всё это свершилось как можно быстрее.

С каждым приездом в Надым я замечал, как он рос и преображался на глазах не по годам, как говорится, а по дням. Стали появляться чёткие очертания города с самыми высокими тогда в районе, да и в округе, пятиэтажными домами, хотя ещё было много ведомственных вагон-городков, таких как «СТПС», «Гороховка», «Солнечный», «Таёжный» и другие. В них не было чётких улиц и номеров и иногда было очень сложно найти нужный вагончик или вагон-бочку. Проще было назвать имя того, кого ищешь, или наименование организации.

Помню те времена, когда эти самые вагончики не запирались на замок, а двери люди, отправляясь на вахту, прикрывали поленом или обычной задвижкой-гвоздём. В отсутствие соседей при необходимости можно было зайти в их вагончик за солью, сахаром, хлебом, спичками, ведром воды для чайника. При первом удобном случае всё возвращалось, возмещалось обратно. И никто не считал это дурным примером. Все соседи жили тогда в буквальном смысле дружной семьёй. А ведь, надо сказать, народ в Надым ехал со всего Советского Союза, однако доверие друг к другу было одним из важнейших во взаимоотношениях надымчан в 70-е.

Прошли годы. Сегодня Надыму же полвека. Для истории Ямала эти годы прошли как один миг. Но какое значение развитие Надыма сыграло для округа и для страны в целом. Образование города, освоение месторождений района дало мощный толчок развитию нефтегазовой отрасли. Лучшие кадры отсюда шли дальше на освоение новых залежей нефти и газа, обустра­ивали «младших братьев» Надыма — молодые города нашего округа. На наш город и сегодня возлагают новые надежды, хотя в своей полувековой истории он пережил немало разных трудностей: кризисы и забастовки.

Это один из красивейших городов Ямала, и с каждым годом преображается ещё больше. Седовласые ветераны-надымчане, многие из которых мои друзья, приезжающие в свой родной город, вспоминают ту самую большую строительную площадку и радуются, что их труд, их старания продолжили молодые надымчане ради процветания города. На фасаде одного из пяти­этажных домов долгие годы был размещён большой баннер с будущими очертаниями города и словами: «Если город в цветах, Если город в цвету. Значит, мы утверждаем его красоту!».

Это была мечта молодых ребят и девчат — романтиков 70-х, которые строили и обустраивали свой родной и тоже молодой город. Нынешнее поколение надымчан осуществило их мечту, и сегодня Надым в цветах и в цвету.

Город Надым — это и родина моих земляков. Здесь живёт не одно поколение семей коренных жителей из разных сёл нашего округа. Он стал их родным домом, в котором комфортно жить и растить детей. Они также надеются, что и родные сёла получат новое развитие, как Надым.

Я желаю жителям города сохранить атмосферу тёплых взаимоотношений друг с другом, которую бережно несло в себе поколение надымчан 70-х.

Леонид ХУДИ.

Фото Анатолия Витковского

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to Top
Пролистать наверх