Всё можно объяснить на пальцах

Эта дата по инициативе Всемирной федерации глухих была провозглашена Генеральной Ассамблеей Организации объединённых наций в 2017 году. Таким способом ООН стремилась подчеркнуть роль жестовых языков в реализации прав и свобод слабослышащих людей. А школьные педагоги ежедневно решают более приземлённую, но значимую задачу — учат детей с нарушениями слуха общаться с окружающими, осваивать заложенные в школьную программу знания, умения и навыки, постоянно развиваться как личность и находить возможность проявить свои способности. Конечно, в одиночку учителю таких целей достичь трудно, необходима комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, а самое главное — необходима высокая мотивированность и активность родителей слабослышащих ребят. Ведь освоенные в школе способы общения качественно оттачиваются в быту, в кругу близких людей. Об этом и других интересных фактах рассказала учитель-логопед, дефектолог второй школы Ирина Фаворская.

— Ирина Вадисовна, как вы пришли в профессию?

— Сначала меня привлекла дошкольная педагогика. Я окончила колледж, получила профессию воспитателя, начала работать в детском саду «Сказка». И обратила внимание, что многим детям недостаточно занятий по развитию речи, им требуется помощь логопеда. Поэтому, когда решила повысить квалификацию и поступила в институт, сосредоточилась именно на этом направлении. Когда я работала учителем-логопедом уже в школе, ко мне был зачислен ребенок с серьёзным нарушением слуха и отсутствием речи. Вместе с директором школы мы решили, что для эффективной помощи таким детям мне необходимо дополнительно обучаться. Тогда я нашла курсы профессиональной переподготовки и в 2019 году получила квалификацию «Сурдопедагог». А ещё через год прошла обучение по образовательной программе ямальского Регионального института развития образования. Занятия проходили очно, в Надыме, их вела доцент, кандидат педагогических наук, сурдопедагог Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева Ольга Беля­ева. Это очень грамотный и отзывчивый специалист, до сих пор иногда консультируюсь с ней в сложных случаях. А такие бывают, поэтому планирую пройти стажировку у профессионалов в этой сфере, перенять их практические наработки и наладить обмен опытом.

— Осваивать общение жестами необходимо всем слабослышащим детям?

— Ко мне на занятия приходят дети с разной степенью поражения слуха и сформированности речи, а от их уровня зависят методы обучения каждого ребёнка. Потому что если школьник использует слуховой аппарат или у него установлен кохлеарный имплант, то часть звуков ребёнок способен воспринять на слух. Но совсем другое положение у тех, кто к моменту поступления в школу не на­учил­ся разговаривать и совсем ничего не слышит, а звукоусилители и импланты противопоказаны по состоянию здоровья. Как раз с такого ученика началось моё погружение в тему преподавания дактильной речи — это базовый язык глухих, часто его используют как первый этап на пути формирования навыков артикуляции и зрительного восприятия устных фраз у детей. Дактилологию ещё называют пальцевой азбукой. По сути, это алфавит, в котором каждая буква соответствует определённой конфигурации пальцев, при этом жесты сопровождаются артикуляцией — проговариванием каждого звука. А жестовый язык — это уже следующий этап. Но даже перейдя на него, дактилировать надо, если необходимо донести до собеседника имена собственные, например, свои имя и фамилию, название города, термин и т. д.

— В каком возрасте ребёнку с нарушениями слуха можно приступать к освоению дактильной речи или основ жестового языка?

— Здесь тоже всё индивидуально. Потому что люди теряют слух в разном возрасте, и чем позднее это произошло, тем человек лучше понимает, что такое звуки, и ему проще поддерживать уже сформированные разговорные навыки. А если ребёнок в сознательном возрасте ничего не слышал, ему для обучения понадобится больше времени. Тогда начинаем даже не с азбуки, а с картинок предметов, чтобы понимать друг друга хотя бы на бытовом уровне. Кроме того, показывать пальцами буквы должна позволять мелкая моторика рук, её мы тоже развиваем во время занятий. А бывало и так, что дактильный алфавит пригодился слабослышащему подростку только при подготовке к государственной итоговой аттестации: слуховые аппараты и кохлеарные импланты не настолько эффективно доносили звуки, как обычное здоровое ухо, поэтому мы дактильно разбирали написание слов, чтобы ученик смог «услышать», обнаружить, бывшие недоступными для его понимания звуки.

— Как замотивировать ребёнка заниматься с логопедом, дефектологом и сурдопедагогом?

— В нашей школе уговаривать ещё никого не приходилось. Наоборот, дети сами прибегают в мой кабинет даже просто так, между уроками, на переменах. И не только слабослышащие, мы проводим и другую коррекционную работу, развиваем память, внимание, мышление. У нас используется много интересного дидактического материала, например, интерактивная песочница с функциями интерактивного стола. Это раз­ви­ва­ющий комплекс, в котором технология дополненной реальности превращает обычный песок в земную поверхность с озёрами и горами, вулканами и долинами, а специальные панели позволяют проводить занятия в режиме сенсорного стола.

— В чём секрет успешной адаптации ребят с ограниченными возможностями здоровья?

— Здесь очень многое зависит от семьи. Часто родители ребят с ОВЗ — настоящие бойцы, они стараются использовать во благо своему ребёнку все известные современным медицине и педагогике методики. Мамы и папы консультируются со специалистами, водят детей на обследования, процедуры, занятия. А если есть такая необходимость — подбирают специализированные учебные заведения, где ребёнок лично убеждается: отсутствие слуха — явление довольно распространённое, слабослышащие люди в современном мире добиваются успехов в обучении, трудоустра­иваются, создают счастливые семьи. У нас в школе такие ребята встречаются редко, но мы стараемся донести до них аналогичное восприятие мира. Ведь юные северяне с нарушениями слуха учатся в школах и колледжах, получают призы и медали на конкурсах профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и в параспартакиадах. А ещё они находят себе дело по душе, активно участвуют в общественных и творческих проектах, то есть полноценно, интересно живут.

— Каковы правила общения со слабослышащими людьми?

— Чтобы ваши слова были поняты, их надо проговаривать чётко, с выраженной артикуляцией. А если собеседник с первого раза не уловил смысл, то так же чётко и спокойно повторить или написать. При общении важно учесть особенности восприятия человека. Бывает, люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно, тогда стоит говорить более громко и чётко. А иногда нужно лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Фото предоставлено Ириной Фаворской

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх