У кого детство всегда рядом

Когда о педагогике рассуждают не связанные с ней напрямую люди, сталкиваются два мнения. Первое: необходимо использовать классические методы, старая школа — лучший образец, раньше всё было по-другому. И второе: новому времени требуются новые учителя, приёмы и новаторские идеи.

Давайте попробуем ответить на вопрос, какой из этих путей правильней, вместе с воспитателем детского сада «Родничок» Кристиной Карповой. Или хотя бы рассмотрим один из двух, ведь наша собеседница недавно окончила учебное заведение и о традиционной школе знает понаслышке. И вот такое совпадение, может быть, не случайно: 27 сентября — День воспитателя, а 28-го — день рождения героини публикации.

Мы выбираем, нас выбирают

На выбор профессии повлиял нынешний руководитель молодого педагога заведующая детским садом Юлия Ростовщикова. Это без пояснений покажется странным, но решение принято, когда Кристине выбирать было ещё рано, — в нежном возрасте. Это был детсад «Сказка», а музыкальным руководителем там работала Юлия Александровна. Энергичная, добрая, яркая, красивая — для четырёхлетней «снежинки» лучше примера для подражания, чем фея у пианино, было не найти.

Красный диплом Надымского профессионального колледжа был позже. Как и поиск работы, когда резюме направила во все детские сады, а безусловно и сразу кандидатку приняли в «Родничок». Хотя о том, что Кристина Карпова — её бывшая воспитанница, Юлия Ростовщикова узнала из ролика, который готовили к районному конкурсу педагогов «Дуэт. Лидерство. Партнёрство».

Решение о приёме на работу было принято сразу после общения с Кристиной: перед завершением собеседования позвонила ещё одна соискательница, в ответ услышала: «Извините, вакансия закрыта». Вот и опроверг­ните мысль, что наша жизнь — цепочка случайностей, которые, возможно, есть непознанная закономерность.

Кристина кроме общеобразовательной окончила и музыкальную школу, правда, по классу ударных. Концертмейстером у неё была Эльвира Сафронова, сегодняшний музыкальный руководитель детского сада «Родничок», в чём собеседница тоже видит знак.

Монтессори — обучение через открытия

Юлия Ростовщикова принимает де­ятельное участие в развитии педагогов учреждения: Кристина, например, учится заочно на курсах по системе Монтессори. Получив в колледже начальные знания по теме, без раздумий согласилась на предложение. Вместе с ней обучается коллега и сменщица в разновозрастной группе Екатерина Вагнер. Первую сессию провели очно в Москве, сейчас заочный этап.

— Система наиболее эффективна в применении к обычным детям, с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья немного сложнее, но тоже помогает развивать способности. Инклюзивность процессов воспитания и обучения предполагает совместные занятия детей с ОВЗ и обычных — и те, и другие адаптируются друг к другу с раннего детства. Первые социализируются в обществе, вторые привыкают нормально реагировать на то, что ровесник в чём-то отличается от остальных.

Собеседница поясняет: ­основа, «двигатель» методики заключается в большей самостоятельности обуча­ющегося, в выборе, способе изучения и познания сути явления. Сейчас она работает с разновозрастной группой, что и подразумевает метод Монтессори.

Педагогика Монтессори или метод Монтессори — педагогическая система, основанная на идеях свободного воспитания, — находится в русле гуманистической педагогики, важное место в ней занимает сенсорное воспитание. Выделяют следующие ключевые характеристики метода Монтессори: разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет; самостоятельный выбор учащимися занятий из имеющихся в среде вариантов; модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя; свобода передвижений по классу; специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори; непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа; специально подготовленный Монтессори-педагог.

Детские впечатления о профессии не разрушились от столкновения с действительностью, она не разочаровалась, скорее, ещё больше «очаровалась». Хотя признаётся: после практики на втором курсе решила, что ошиблась.

— Поставили к деткам постарше. Напугала ответственность, появился страх сделать что-то не так. Мне тогда только 18 исполнилось. А теперь каждый день открываю что-то новое. Почти год отработала с малышами 1,5–2 года. Они во всём делают первые шаги, быть рядом и помогать — волнующе интересно.

Понять без слов

Пока работает в двух группах: с малышами и с разновозрастной по методу Монтессори. После отпуска сосредоточится на втором направлении: пора применять полученные знания. В ответ на вопрос о карьерных амбициях Кристина Александровна, возможно, из скромности ограничилась улыбкой. Но факт учёбы в Орловском государственном университете красноречиво подтверждает их наличие. Выбор вуза и города вызвал интерес журналиста, и собеседница пояснила, что это обусловлено рекомендациями друзей, обучавшихся там раньше.

Разгадала ли нюансы психологии ребёнка, утвердительно ответить молодой педагог не смогла. Поясняет, что многое поняла и за этот небольшой период практической педагогики.

— Иногда не сразу разгадываю эти «ребусы». Проходит день, другой, пока поймёшь суть.

То есть, процесс освоения тонкостей профессии идёт постоянно, сознательно или подсознательно, что говорит об увлечённости. Если тебя интересует предмет изучения, то решение если не сразу, то спустя некоторое время, приходит. А мы думаем: вот оно, озарение.

— Через какое-то время воспитатель для них не чужая тётя, они подходят, обнимаются, рассказывают, что делали с родителями в выходные. Это люди с не меньшими, чем у нас заботами и проблемами, только пока не могут выразить словами. Наша задача — понять, мы посредники.

Пропорции применения кнута и пряника (оговорившись, что подобная гипербола в нашем случае некорректна, скорее, строгость и поощрение), она определила 30/70. Совсем без ограничений не воспитать, да с этим вряд ли кто будет спорить.

— Но обязательно надо объяснить, почему нельзя что-то делать, иначе толку не будет.

В числе отличий современного от прежнего семейного воспитания называет излишнюю мягкость, боязнь родителей отказать, и отсюда — избалованность. Если ребёнок в сердцах или капризничая может ударить маму или папу, значит, в семье совсем нет запретов и табу, а «транспорт» без тормозов далеко не уедет.

Робот не знает, что такое эмпатия

Вопросы, каким видит воспитателя года, этак, 2080-го и будут ли существовать детские сады в принципе, в тупик её не ставят. Предваряя ответ, собеседница ужаснулась тому, сколько ей тогда исполнится, а затем сразу перешла ко второй части вопроса:

— Детсады будут совершенно другие, но что будут, не сомневаюсь. А как без них? Робот никогда не заменит человека, во всяком случае, в этой области. Откуда у искусственного интеллекта способность к эмпатии? Двоичная система принятия решений хороша для компьютера, человеку же свойственно придумывать тысячи вариантов. Эмпатия у детей развита даже больше, чем у взрослых. Когда прихожу уставшая, спрашивают: как дела, что случилось?

В общем, преимущества классики перед футуристической моделью воспитания, или наоборот, второго перед первым, мы не выяснили. Но один из участников разговора подумал: этой воспитательнице своего ребёнка доверил бы.

С праздником, воспитатели и дошкольные работники, тепла и детского гомона в ваш дом!

Юлия РОСТОВЩИКОВА, заведующая д/с «Родничок»:

— В последнее время кандидатов — педагогических работников стало на порядок больше, и у руководителей появилась возможность выбрать наиболее подходящего для команды, каковой является наш коллектив, специалиста. Важно разглядеть желание расти и развиваться, если оно есть, человек быстро доходит до нужного профессионального уровня. Трансформация от начинающего до опытного воспитателя в таком случае происходит за 3–5 лет, при хорошем подходе он может стать специалистом первой квалификационной категории. В случае с Кристиной Александровной очень приятно, что мой пример повлиял на её выбор, что подтверждает простую истину: результат возможен, когда педагог всё делает по-честному и от души. Надо отдать должное, она сразу влилась в нашу дружную команду и показала хорошие способности. Думаю, с таким потенциалом у нас впереди много профессиональных достижений, свершений и отличных выпускников.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх