Депутаты ямальского парламента осмотрели состояние 1033-го километра трассы Надым – Салехард. Это один из семи наиболее проблемных участков земляного полотна автодороги, за которым специалисты Научного центра изучения Арктики ведут пристальное наблюдение. Состояние мерзлоты под трассой Надым – Салехард – один из вопросов, который будет обсуждаться в Новом Уренгое завтра, 10 ноября, на выездном заседании Комитета по экологии, промышленности и ЖКХ, посвящённом адаптации региона к климатическим изменениям.
В ближайшее время специалисты выполнят очередное (четвёртое по счёту) в этом году георадиолокационое зондирование и электротомографию земляного полотна под асфальтовым покрытием автомобильной дороги. Первых три геофизических исследования были проведены весной, летом и осенью. Использование георадара «ОКО-3» и многоэлектродной электроразведочной аппаратуры «Скала 64» поможет спрогнозировать изменение дорожного полотна в пространстве и времени.
Как пояснил первый заместитель директора Научного центра изучения Арктики Артем Громадский, такие исследования позволят отследить, как меняются теплофизические характеристики земляного полотна в течение года на проблемных участках автомобильной дороги.
«Мы уже проехали более 300 километров по дороге из Салехарда в Надым, на отдельных участках отмечается явная деформация, вызванная климатическими процессами. Чтобы не допустить последующих изменений, в том числе при ремонте действующих и строительстве новых дорог, необходимы многолетние исследования, которые позволят выработать эффективные технологические решения. Профильный комитет держит эти вопросы на особом контроле», – прокомментировал первый заместитель спикера ямальского парламента, председатель профильного комитета Алексей Ситников.
Данные геофизические исследования в совокупности с фактическим геологическим материалом дадут возможность в будущем прогнозировать проблемные участки с целью предупреждения и своевременного устранения нежелательных деформаций.
Следующим этапом работ предусмотрена установка температурно-влажностных датчиков в рамках проведения комплексного геотехнического мониторинга автомобильной дороги.
Совместная работа учёных и профильных ведомств позволит выявить причины просадки грунтов, улучшить качество проектирования и строительства дорог, разработать рекомендации по эксплуатации не только трассы Надым – Салехард, но и ямальских автодорог в целом. В планах учёных также создание методики мониторинга дорог с минимальным участием человека.
Исследования в области деформации многолетнемёрзлых грунтов предоставят возможность дорожникам применять технологии, продлевающие жизнь дорожного полотна, что в условиях Крайнего Севера имеет принципиальное значение.
Отметим, проезд по дороге Надым – Салехард открыли в конце 2020 года. Дорога соединила запад и восток округа, дала возможность зайти в Салехард сетевикам. Однако весной прошлого года талые воды размыли покрытие, усугубил ситуацию и тяжеловесный транспорт. Часть дорожных работ по восстановлению полотна, в том числе с помощью ресайклинга, уже произведена, однако многое еще предстоит сделать.
Пресс-центр Законодательного собрания ЯНАО.
Фото предоставлены пресс-центром Законодательного собрания ЯНАО.