Если представить, что холст в раме идентичен зеркалу, то зритель видит мир таким же, как и художник. Причём все эти вселенные индивидуальны так же, как узор роговицы глаза у каждого из людей.
Эмоции на полотне не застывают
Разговор с Любовью Казаковой и её преподавателем Галиной Сухоруковой состоялся в Доме природы рядом с экспозицией юной художницы. Но не по поводу открытия, к тому времени её уже готовились закрывать, просто раньше встретиться не удалось, Люба уезжала в Санкт-Петербург. Говорить лучше рядом с предметом обсуждения, хоть картин готовых много, бо´льшую часть одновременно увидишь только на выставке.
Когда научилась говорить, собеседница не помнит, а рисовать начала в два года. Объясняет, что это было естественной потребностью и тогда, и сейчас, поэтому артикулировать чётко, зачем ей это, не может. Не получится ведь объяснить процесс ходьбы: какой из нейронов мозга подаст сигнал и куда: в стопу, бедро или суставы, — ходим, и всё.
Самый первый инструмент, как у всех в этом возрасте, — цветные карандаши. В качестве рабочей поверхности — бумага, пару раз послужили стулья, но родителям это не очень понравилось.

Из двух вариантов побуждения творить — потребность показать, что делаешь это лучше других, или возможность выразить отношение к миру вокруг — Любовь выбрала второе, но с дополнением:
— Настроение, состояние передаю. Получаю от этого удовольствие, а вдохновляют радостные моменты жизни. Тут имею в виду: не изображаю то, что вижу, а само событие вызывает всплеск эмоций, которые нужно перенести на полотно в цвете и настроении.
Любимые сюжеты работ — кошки и люди. С первыми понятно: девочки в 16 лет, так же как младше и старше, любят этих домашних животных. Насчёт людей пояснила преподаватель: соблюсти пропорции человека, его лица на рисунке самое трудное и если освоил это искусство, можешь считать себя состоявшимся художником. Правда, персонажей Люба находит в интернете, моделей в ДШИ нет.
— Элементы натюрморта никуда не убегут, он статичен, — добавила Галина Камировна. — Трудно рисовать живой объект, зверя — он в движении, увидеть и передать это непросто. А человек ещё сложней, тут надо нарисовать так, чтобы зритель разглядел характер, настроение того, кто изображён.
Привлекает внимание портрет молодой женщины, лицо которой выражает явное удовольствие. Предположим, ей сделали комплимент, да такой, что невозможно скрыть эмоции. Оказывается, этот сюжет взят тоже из интернета!
В любую погоду и время года
Работать собеседница предпочитает гуашью скорее из практических соображений: легче подготовить, также и законсервировать до следующего раза, к тому же масляные краски пачкают одежду, а для девушки, согласитесь, это решающий довод.
На состоявшемся в марте в окрестностях Пятигорска пленэре две работы надымской школьницы победили в конкурсах «Весна в Приэльбрусье» и «Уникальная архитектура Кисловодска». Организатор вылазки юных живописцев — Всероссийский союз художников-педагогов. Участвовать могут все желающие, но их всегда с избытком, поэтому набирают группы по 30–40 человек (больше неэффективно), кто успел подать заявку, тот и поехал. Дорогу и питание за свой счёт, но родители Любы Казаковой уважают творчество дочери и расходы считают оправданными.
Занимался с ними почётный деятель искусств Ставропольского края кисловодский художник Игорь Хоронько.
— Мне его пейзажи очень понравились. В любую погоду и время года выносит этюдник, подготавливает необходимое и работает, — поясняет художница. — Рассказывал об источниках вдохновения, чем и нас заряжал. Подсказывал, создавал настроение. Выезжали к подножию Эльбруса, даже поднимались, но невысоко. Одно дело рисовать с натуры, другое — «из головы», фантазировать. И в этом тоже получили от него много полезных советов. Поездка была очень интересной и плодотворной.
На одной из картин Казаковой на зрителя несётся бык: олицетворение мощи, силы, ярости и недостатка интеллекта, который, как в анекдоте, при такой массе не его проблема. Фото нашла привычным способом, а чтобы понять, как передать движение, смотрела видео с корриды. Нам с педагогом показала на картине, какие штрихи добавила, чтобы динамика была ярче, заметней.
Есть в экспозиции и попытка философского взгляда на действительность: в центре лицо живого человека, вокруг него — одинаковые маски. Она пояснила: это имеющий отличное от других мнение в обществе, где остальные следуют мейнстриму.
Физики, лирики и бухучёт
Для выставки преподаватель отобрала как работы, написанные во втором классе, так и выпускную. Правда, она ещё не доработана, есть первый план, другие детали, но не прорисован центр. Темами для диптиха выбрала изобразительное искусство и танец.
В оценке способностей Любы Галина Сухорукова осторожна, наверное, из скромности, ведь успехи ученика — достижение педагога.
— Надо отдать должное и преподавателю, у которого начинала в студии ДК «Прометей», Андрею Абдукаеву. Но заметила и отметила её сразу, как появилась у нас. Росла в мастерстве на глазах, работать с ней интересно.
Затем между ними разгорелась дискуссия по поводу будущего выпускницы. Сама она планирует осваивать лингвистику, как более полезное приложение к успешной жизни и карьере, а педагог, естественно, считает, что надо продолжать двигаться в художественном направлении. В пользу этого мнения — горящие глаза и вдохновенное лицо юной художницы, когда рассказывает о пленэре, хитростях работы живописца и картинах. Но при этом подчёркивает, что в двадцать первом веке невозможно заниматься одним и тем же делом всегда. Мир стремительно меняется, и её замечание справедливо.
Дело журналиста — быть объективным и не вставать ни на одну из сторон, но любопытную параллель в результате спора всё же отметил. Новое поколение гораздо рациональнее и прагматичнее старшего, тут даже не физики и лирики, а бухгалтеры и романтики. У бабушек нынешних школьников было наоборот: родители внушали, что нужна специальность, которая всегда прокормит. А молодёжь стремилась в артисты, художники, покорители природы, в общем, за туманом и за запахом тайги.
Чья точка зрения правильней, а также какую профессию выберет Любовь Казакова, узнаете позже и для этого выписывайте и читайте газету «Рабочий Надыма».
Фото из личного архива Любови Казаковой