В лицо их не знали, но слышали все

Честно говоря, в заголовке преувеличение, сделанное для контраста, противопоставления. Вряд ли в нашем городе много людей, которые не знают Максима Баданина (как начальника редакции радиовещания или в качестве гитариста группы «СП»), Людмилу Зубовскую, Михаила Плесовских (рабочий псевдоним Доронин), да и остальных тоже. И то, что голоса их узнает каждый, кто слушает Радио Надыма, — аксиома.

Поэтому сложности вызвать на беседу, да ещё на такую тему, не возникло. Вопросы пропустим, сразу ответы, прочтя которые, составите мнение о молодом и дружном коллективе единомышленников.

Ведущие, ведомые, рулевые

Надводная часть этого кипящего энергией айсберга — ведущие программ, с них и начнём. Старейшая по сроку службы, но молодая по возрасту — Людмила Зубовская. Перечислять награды — дело неблагодарное в смысле экономии газетной площади. Среди них и семейные, за спортивные достижения и отличное выполнение норм ГТО. Насчёт профессиональных достаточно вспомнить статуэтку «Летящий голубь» окружного конкурса 2018 года в номинации «Лучший радиопроект».

А начиналось банально и просто. Долго трудилась надомным портным, когда старшего сына отдали в детский сад, потянуло «в люди». Думаю, у тех, кто её знает, после этих слов возник вопрос — как выдержала без аудитории и общения весь декретный отпуск?

Вспомнила о высшем экономическом образовании, устроилась в на­дымский колледж бухгалтером. Через полгода поняла, что цифры, необходимость всю жизнь считать, «крыжить» и сводить балансы — не её вариант. Увидела бегущую строку: Надымской студии телевидения требуется коммуникабельный сотрудник на радио. Больше зацепило ключевое слово — «коммуникабельный» (а кто бы удивился!).

— И тогда узнала, сколько интересного происходит в городе! Работала и получала удовольствие, и сейчас так же. А то, что меня не видят, вполне устраивает. Не нравится, как смотрюсь в кадре, да и видео никогда не увлекало. Здесь получила возможность самореализоваться.

Анастасия Мищенко хоть и урождённая надымчанка, но на «Радио Надыма» пришла с опытом, да ещё столичным: на Radio POP (ФМ диапазон Останкино) и Gold Radio (Москва). Музыкальная начинка, судя по названиям станций, та же — популярная музыка.

— Вела линейные и новостные эфиры, поэтому здесь оказалась в привычной среде. Не хватает метро, зато работа рядом с домом (чувство юмора — не желательное, а обязательное приложение в наборе характеристик радиоведущего — прим. авт.). В Надыме опыта взаимодействия с гостями в прямом эфире ещё не было, первый состоится 28 апреля (разговор был до этой даты).

Сложные вещи простым языком

И то верно, какие её годы, учитывая возраст и стаж на ТРК. Коллега Елена Гусакова (псевдоним Лермонтова) тоже северянка, но родилась восточнее, в Омске. С детства мечтала попасть на радио, поэтому когда счастливый случай (а что счастливей, чем найти свою вторую половинку?) привёл в Надым, воспользовалась возможностью реализовать детские планы, а не продолжить преподавание йоги.

— Но общее между этими занятиями есть: и там и там надо что-то объяснять людям и как можно проще. Говорить сложные вещи простым языком непросто, извините за тавтологию. В йоге приходилось делать странные, на первый взгляд, сравнения. Типа: «представьте себя поварёшкой», подразумевая положение тела. И здесь тоже надо говорить доходчиво, тем более что тебя никто не видит и доступны только вербальные, то есть речевые, средства. Когда сообщила омским друзь­ям, куда устроилась, все поздравили — это твоё! Интересно, необычно, я получаю удовольствие от сделанного. Первая профессиональная награда на районном конкурсе, скажу честно, была неожиданной. Уже и забыла, что отправляли какую-то программу, поэтому представьте мою радость, когда узнала. Признаюсь, похвасталась перед знакомыми. Планирую заявиться и на другие конкурсы, думаю, такое желание естественно для того, кто любит своё дело.

Ещё раз о чувстве юмора: у Михаила Плесовских этого добра с избытком. Основную деятельность совмещает с актёрской — снимается в фильмах Владимира Минина и выходит на сцену в спектаклях Наиля Валеева, кроме того, не чужд музицированию. А также лауреат и победитель профессиональных конкурсов, это говорит о том, что имеет право в свободное время сотворить что-нибудь этакое.

— Без чувства юмора вообще жизнь трудна, неважно, кем ты в ходе этого процесса работаешь. Юмор так и действует: сейчас трагедия, а вовремя сказанная (конечно, уместная в конкретной ситуации) шутка — и вот уже всё в порядке. Ну а радиоведущий с диагнозом «полное отсутствие ч. ю.» — явление невозможное. Случается ли экспромт в работе? Если речь идёт о развлекательных программах — да. Для более серьёзных вещей необходим анализ предмета обсуждения, восполнение информационных пробелов, прогнозирование хода общения, если это прямой эфир. Для примера: когда делал передачу о культуре и быте северных народов, интернетом не ограничился. Ходил в библио­теку, искал литературу по теме, даже с научными изданиями знакомился. Ну и, естественно, общался непосредственно с представителями этносов.

Щёлк, щёлк — идёт монтаж

У радиожурналиста, как и в других видах профессии, два рабочих места — на студии и «в поле». Алеся Карелина считает приоритетной работу с людьми:

— Главный источник новостей и информации для журналиста — человек. На любой территории всё создаёт тоже человек и, конечно, для людей. Самое интересное происходит в цент­ре событий, а студия — это образно улей, куда пчёлы приносят собранный мёд, чтобы упаковать в соты. Это амплуа вполне устраивает, но, если бы была возможность заняться ещё чем-то, выбрала бы профессию оператора. Он — ключевое звено процесса, делает картинку, которую увидит конечный потребитель. Классный оператор не просто покажет происходящее, а сделает зрителя непосредственным участником и так, что мелкая деталь придаст сюжету нужный акцент.

Есть здесь сотрудники, чьё рабочее место стационарно, это как раз те, кто упаковывает упомянутый «мёд» в «соты», — монтажёры. Самый опытный на «Радио Надыма», Сергей Крупнов на момент встречи, сидя за пультом, перебирал струны электрогитары. Вот это да, развлекаемся! Оказалось, это не то, что мы подумали, Сергей как раз в процессе — записывает трек к передаче, и такому мультипрофессионализму можно только позавидовать. С точки зрения «чайника», каковым в нашем случае является журналист печатного издания, монтажёр на ТВ — это специалист, который клеит обрезанные куски плёнки, помните в фильме «Человек с бульвара Капуцинов»: «Ножницами щёлк, щёлк — монтаж!» Как с этим на радио, что резать? Оказывается, не всё так просто.

— Если говорить условно — берём «начитку», что-то вырезаем, добавляем музыку, склеиваем и вроде бы всё. У меня больше звукорежиссура, подведение к тому, как должен выглядеть конечный результат, его настроение, эмоции. Всё зависит от того, какая программа — художественная, развлекательная, новостная. Не скажу, что приходится сочинять что-то высокоинтеллектуальное, это громко сказано. Музыкальную подложку, проиг­рыш — да. У нас с Максимом родилась схема работы, синергия: я делаю, показываю, и обычно наше видение совпадает. Возьмём аналогию из кулинарии: монтажёр из подготовленного (уже готового к употреблению) и вкусного бисквита создаёт торт, кладёт наверх вишенку и упаковывает так, что покупатель не пройдёт мимо. Уточню: аппетитное содержание внутри — обязательно, иначе упаковывай — не упаковывай, без толку.

Каверзный вопрос: а можно ли на радио обойтись без монтажёров, Сергея в тупик не загнал — линейный эфир, где только ведущий и музыка, допустим и без монтажа, в остальных случаях вряд ли. Так что звукорежиссёр и монтажёр — люди нужные. Его коллега Денис Филимонов хоть и в отпуске, но нашёл время для заочного общения:

— До того как начал здесь работать, «Радио Надыма» не слышал. И зря, услышал много классных исполнителей, которые вряд ли попались бы при другом раскладе. Музыка всегда увлекала, хотелось поработать в этой сфере, и вот желание исполнилось. Многому научился у профессио­налов этого дела, продолжу учиться и дальше.

Обучение непосредственно у микрофона

Шеф-редактор Вероника Рашидова только готовится выйти из декретного отпуска. Полтора года в нерабочем графике и мужчину, без возни с колясками и пелёнками, из колеи выбьют, а женщину в декрете — тем более. Ведь она фактически трудилась, а труд, хоть и счастливый, но тяжёлый. Сейчас, как сама призналась, собирает себя в кучу:

— Забыла, как писать новости, и вообще — что это такое! В голове колыбельные, стихи Чуковского, песенки из мультиков. Днём клонит в сон, после обеда тянет гулять на детскую площадку. За это время изменилась страна, город, частично — коллектив, будем знакомиться и сотрудничать. Надеюсь, утром 5 мая на меня из зеркала глянет прекрасная незнакомка, ведь надо идти на работу.

Остаётся неясным, как собрать такую дружную и рабочую команду и организовать деятельность радио­станции. В этом поможет начальник редакции Максим Баданин. Насчёт подбора кадров проблемы есть, о чём нетрудно догадаться, учитывая фактор численности населения в городе и естественную монополию, ведь в Надыме нет других местных станций, вещающих 24/7 с контентом собственного производства. Да и специальности такой — «радиоведущий» или «радио диджей» — в вузах не встретишь.

— Даже курсов мало, а толковых ещё меньше. Эти сложности решаем своими силами. Обучаю сам, на следующем этапе помогают коллеги, которые уже более или менее ориентируются. Если кто-то уходит, следу­ющий займёт его место месяца через полтора-два. Сначала из тех, кто пришёл по объявлению, выбираю, кто в принципе сможет. Здесь, не в укор признанным негодными, получится не у каждого. Как и в других профессиях, есть индивидуальные противопоказания. Остаются 5–6, как-то было и 12 человек. В ходе стажировки каждую неделю кто-то отсеивается сам или по нашей инициативе. Уточню: ребята в этот период здесь не полную смену, приходят на пару часов и в назначенный день. Пока не останется один кандидат. В общем-то выгодно всем — кто не прошёл, бесплатно обучился, пригодится в будущем.

Непременным и обязательным, на что обращает внимание в первую очередь, назвал непреодолимое желание работать — при наличии этого побочные недостатки можно исправить. Второе необходимое качество — обучаемость.

— Если одни и те же ошибки повторяются после замечаний и проработки, значит ничего не выйдет. А какое образование или послужной список — не самое важное.

А чтобы кто-то пришёл и сразу вышел в эфир и полноценно отработал, случается очень редко. При упоминании уместного в контексте разговора фильма «День радио» и схожести сотрудников «Как бы радио» с их надымскими коллегами, Максим хоть и не вспомнил всех поимённо, но согласился: ситуации там взяты из жизни. Немного утрировано, всё же комедия, но близко к реальности, и иногда в реальности бывает круче, чем в сценарии.

Ещё одно свойство, немаловажное для радиоведущего, считает собеседник, — харизма, раскрепощённость, интеллект. Это необходимо, чтобы передачи были востребованы слушателем, ведь иногда надо рассказать интересно о неинтересных вещах. Ну и потом, кто встречал стеснительного радиодиджея?

Ну, хватит слов, с профессиональным праздником, наши общительные и музыкальные коллеги!

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх