С момента предыдущей встречи нашего читателя с Марселем Садыковым прошёл ровно год, в дополнение к этому факту: на прошлой неделе в стране отмечали День предпринимателя. А значит, повод для разговора есть. По ходу общения появилась мысль, что рубрика для статьи «Малый бизнес» через некоторое время станет «тесной» для компании Ural Expo Group.
Вопрос на тему, что произошло за год негативного, а что — позитивного, неисправимого оптимиста Садыкова в тупик не поставил, он сразу откинул первую часть и приступил ко второй. Начал с государственных мер поддержки, отметив их реальность без признаков декларативности.
— С кредитами стало проще. Роль сыграло закрытие внешних источников и вынужденный переход на внутренний рынок. Заявки уже не отклоняют, как было раньше. Из округа помощь серьёзная: на развитие банного комплекса получили крупный заём под мелкий процент, да ещё на 10 лет. Этот сектор бизнеса в нашем регионе не освоен, и таким образом власти стимулируют его рост. И муниципалитет идёт навстречу, помогает в вопросах аренды земли, как и в других, которых достаточно у любого, кто не сидит сложа руки.
Не однообразно, а в едином стиле
На сегодня прорабатывается проект муниципально-частного партнёрства по возведению коттеджного посёлка, имеющего общую архитектурную и инфраструктурную концепцию. Предполагается привлечение и сторонних инвесторов — задумка ёмкая по финансам, в одиночку не потянуть. Потенциальный владелец имеет возможность заплатить, когда дом уже готов «под ключ», а может вкладываться на этапе строительства. Существует, правда, пока в стадии рассмотрения, совместный с муниципалитетом концепт постройки коттеджей или таун-хаусов для привлечённых из-за пределов региона медиков, педагогов и других специалистов.
— Строения будут типовыми, то есть дома-близнецы?
— Застройка в общем стиле, дома двух-трёх типов, проекты, пока время есть, выбираем. Чтобы не так, как обычно, кто во что горазд: у одного сказочный замок с башенками, у второго авангардный технократический, а третий вообще слепил из того, что было. У каждого свой набор опций, ведь одному достаточно минимума, другому гараж нужен, третий считает обязательной на участке баню.
Марсель Фоатович отмечает стремление городских жителей уйти из многоэтажек в горизонтальную плоскость, к большей индивидуальности. В концепт планируемого посёлка входит не только единый архитектурный стиль, но и инфраструктурное наполнение: клуб, спортивные площадки, детский сад, магазин, рядом термальный комплекс. При упоминании этого пункта показывает на балочные «скелеты» строящихся зданий за окном, оттуда раздаётся стук молотков и другие рабочие шумы.
Сомнения в маркетинговой состоятельности и готовности участников рынка к таким покупкам собеседник аргументирует тем, что конечная цена такого жилья сопоставима со стоимостью большой квартиры, правда, в плюсе с дополнительными, недоступными в «человейнике» опциями: гаражом, баней, какими-то другими необходимыми конкретному хозяину постройками. А также с отделкой и мебелью, то есть наполнение буквально «заезжай и живи». Без соседа с перфоратором или сабвуфером, точнее, может, и есть, но на комфортном удалении. И ещё два аргумента: относительно невысокий процент по ипотеке, сравнительно с Новым Уренгоем или Салехардом недвижимость в Надыме дешевле.
И опыт, сын ошибок трудных, но лучше всё же не своих
Говоря о внутреннем и внешнем дизайне строений, Марсель Садыков упоминает: кроме того, что у компании неплохой собственный проектный отдел, есть тесные связи с проектировщиками из других регионов и даже за рубежом, в Молдавии. Полезные для бизнеса контакты Ural Expo Group и её руководитель налаживают посредством участия в сообществах «Эквиум», «Х10», федерации ИЖС (индивидуального жилищного строительства). Также предприниматель включён в секретариат Конфедерации горизонтальных городов комьюнити. Рассуждая об этих и подобных организациях, собеседник отмечает несомненную пользу: расширяется горизонт мышления и планирования, доступен опыт тех, кто уже прошёл этот путь, да и сам делишься наработками. Поддерживают контакты с коллегами из Иркутской области, которые уже строят частные посёлки домов каркасного типа.
Преимущество такого жилья подтверждается их распространённостью в Финляндии, которая по климатическим условиям схожа с Ямалом.
Клуб «Эквиум» — ролевая модель, пример влияния на социальные преобразования, улучшение качества жизни через проактивность (осознание своих глубинных ценностей и целей), фокус на семейные ценности и филантропию. Отличительная черта бизнес-клуба — строгий отбор участников, который осуществляется после подачи заявки и заполнения анкеты. Предусмотрен ежегодный взнос, принимается во внимание имущественный ценз. «Х10 клуб» — глобальное сообщество проактивных предпринимателей, которые развиваются, обмениваются опытом, поддерживают друг друга,
им не всё равно, что происходит в стране. Активностью создают причины для поступательного восстановления экономики государства. Имущественного ценза для участия нет, вступить может любой, кто согласен с целями и задачами организации.
— Помогут, если надо обосноваться и пробиться в девелоперский бизнес Москвы и области, но нам хотелось бы развивать это в ЯНАО. Родная земля помогает, да и потенциал здесь великий. Как в легенде про Антея: пока ноги касаются земли, сила безгранична, оторвался — проиграл.
Собеседник отметил, что в «Х10» обмен полезными советами происходит на взаимовыгодной основе, но бесплатно. То есть у каждого есть наработанный и заработанный методом проб и дорогих ошибок опыт, которым не жалко поделиться. В итоге растёт рынок и создаётся мультипликативный экономический эффект: рубль, вложенный в определённую сферу в конкретном регионе, приводит за собой сотни в других отраслях и на других территориях.
Негатив — в позитив, чтоб не случилось наоборот
В активе компании не только идеи и начинания — пополнился парк оборудования и строительных механизмов. Изготовление корпусной мебели стало автоматизированным, а значит, снизилась себестоимость и повысилась рентабельность. Цех теперь занимается столярной продукцией: погонаж, комплекты для отделки домов и прочее. В новых помещениях установили новые же станки для массового производства мебели.
— В прошлом году шёл разговор о реконструкции рядом стоящего здания под гостиницу. В какой стадии процесс?
— Это будет уже не гостиница, а термальный комплекс: русская парилка, финская сауна, турецкий хамам, массаж, услуги парильщика, травяные ванны, бассейн и прочее. Пространство поделено на блоки: возле кафе — индивидуальные бани, где можно отдохнуть с друзьями или с семьёй. В термальном комплексе почасовая оплата, и человек выбирает отдых по вкусу, переходит от одного вида к другому или пользуется понравившимся способом релаксации хоть час, хоть десять. Рассчитывать ценник сегодня — дело неблагодарное, прикинем ближе к открытию. Но в любом случае он будет разумным, ведь строим не для того, чтоб пустовало.
Ориентировочно, без «железобетонных» сроков, банный участок с кафе планируют запустить к осени, а универсальный термальный комплекс примерно через год. Пока коллективно присматривают у коллег из других регионов, занимающихся подобным бизнесом, опции и «фишки», которые создадут дополнительные удобства и привлекательность для посетителей рекреационной зоны.
Когда занудный журналист в очередной раз не поверил, что за прошедший год не случилось ничего отрицательного, Марсель Садыков сдался:
— Солнечная погода не держится постоянно, всякое бывает. Стараемся не заострять внимание, иначе негатив медленно, но прочно войдёт в реальность. Не получается сегодня — отложим, вернёмся к нерешённой задаче завтра. И да, биться в стенку не надо, лучше поменять подход, понять, где ты неправильно поступил. Сейчас у нас строительный бум, примерно такой же, как в США в 50-е годы прошлого века. Хотя их никто тогда не обкладывал санкциями, а мы работаем в тех условиях, какие есть. Заметьте: у них малоэтажная застройка составляет 70 % от всей, у нас около 5 %. Расти есть куда, да и земли у нас больше! К тому же для одно-двухэтажного строения и плотность грунта требуется не такая, как для высотки.
Не воздушный или песочный, а для жизни Он отмечает и изменившийся согласно реалиям времени подход к жилью. Никто не строит на столетия, с расчётом на детей и внуков: люди перемещаются по планете, а дети предпочтут строить своё гнёздышко и на свой вкус. Если смогут, конечно.
— Посмотрите — за окном верба распустилась, птицы поют, плотники молотками стучат, даже ветер слышно. Вот она жизнь, рядом, не с балкона девятого этажа. Пока с семьёй живём в многоэтажке, но первый дом, который построим, — мой.
Человек с задатками предпринимателя в построении планов схож с героиней сказки о дудочке и кувшинчике: одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится. Сам не сидит на месте и другим не даёт, отсюда и движение. Горизонт реализации идеи посёлка на 500 строений инициатору видится в 3–4 года.
— В крупных городах девелопер (застройщик) не заморачивается кадастровыми проблемами. Он получает от лендлорда (собственника участка) оформленную, с подведёнными коммуникациями площадь, и его задача — построить и сдать в эксплуатацию строение или комплекс зданий. А здесь приходится объединять обе функции в одних руках, это увеличивает сроки, ведь оформление земельных участков занимает немало времени.
Планов сделать посёлок закрытым нет. Но всё же, покупая дом, потребитель приобретает и среду обитания, и окружение. Описывая близкий к завершению населённый пункт в Подмосковье, который строят друзья и коллеги по бизнесу, Марсель упоминает площадки для воркаута, фонтан, небольшой стадион и другие детали застройки. В связи с этим уместно и то, что рядом с будущим кварталом в Надыме уже есть роллер-парк, организованный и обустроенный администрацией района, появятся банный и термальный комплексы.
В части упоминавшейся выше присказки «на другую ягодку смотрю, третью приглядываю», из приглядываемого — цех пластиковых окон. И уверенность в обеспеченном сбыте у собеседника есть.
Сын, об ожидаемых спортивных успехах которого шёл разговор в прошлый раз, спорт поставил на паузу, а именно в этот момент собирал мебель в цехе предприятия. Причём генеральный директор уверяет: получит ровно столько, сколько заработал, чтобы знал цену трудовой копейке.
— И заключительный вопрос: сколько людей обеспечивает рабочим местом предприниматель Марсель Садыков?
— 20 штатных сотрудников, а сколько работает по различным подрядам, не считал. Те, кто себя зарекомендовал качественной и ответственной работой, в приоритете при распределении подряда. Когда запустим объекты, о которых говорили, понадобятся ещё кадры на кафе, бани, комплекс.
В общем, всё настолько хорошо, что вспоминается выступление Остапа Бендера перед васюкинскими шахматистами: проведём международный турнир, откроем аэропорт, столица автоматически переносится в Васюки. Но есть кардинальное различие между Остапом Бендером и Марселем Садыковым: то, о чём год назад рассказывал надымский предприниматель, воплотилось. Потому что он тут не проездом, как великий комбинатор, а навсегда, здесь его дом. И повторяя заголовок статьи 2022 года: кризис-менеджер в своей стихии.
Фото автора