Возможность повторного использования отработанных материалов — часто обсуждаемая тема в молодёжной среде. Подрастающее поколение действительно заботит состояние экологии, ведь им жить дальше на нашей планете. Сортировка мусора, использование сумок и пакетов из переработанной бумаги, одежда из пластика и прочее — перечень новых привычек довольно солидный. Ямальская молодёжь тоже не отстаёт от мировых веяний. Ребята, посещающие летние игровые площадки Дома молодёжи «Суперлето-2023», узнали, как и где даётся вторая жизнь старым автомобильным покрышкам, и что полезного можно из них сделать.
Экскурсия в составе 14 человек приехала в район одной из промышленных баз около аэропорта ровно в 15:00. Гостей встретил директор МУП «Автотранспортное предприятие» Сергей Вирченко.
— Ребята, сегодня я расскажу и покажу, как мы утилизируем старые шины и что мы из них делаем, — поприветствовал юных посетителей руководитель производства, приглашая группу пройти в здание завода.
В ЯНАО такое муниципальное предприятие — первопроходец. Одним из основных продуктов завода является резиновая крошка. Из неё делают плитку для покрытия детских и спортивных площадок, пешеходных и вело дорожек, тротуаров и бордюров.
— Наш завод имеет полный цикл переработки. Объясню, что это значит. Мы имеем в своём арсенале установки для удаления металлокорда и расшиповки резины. Таким образом, мы полностью можем переработать автомобильную шину как легковой, так и грузовой машины. Металлические составляющие сдаются во вторсырьё, резиновая крошка идёт для наших изделий, — пояснил принцип процесса производства Сергей Вирченко.
Автомобильные шины разлагаются более 150 лет. Кладбища покрышек представляют серьёзную угрозу экологии, являясь рассадниками грызунов и насекомых.
Крошка, получаемая на предприятии, делится на три фракции: мелкая (менее 1 мм), средняя (от 1 до 3 мм), крупная (от 3 до 5 мм). Размер материала выбирается, исходя из того, какими качествами должен обладать готовый продукт и где он должен применяться.
Надымский завод может перерабатывать до 400 кг шин в час, в переработанном варианте это составляет около 300 кг готовой резиновой крошки. Ценовая политика учреждения тоже способна удивить потенциальных покупателей. Для сравнения, 1 м2 плитки за пределами ЯНАО может стоить дороже 2 200 рублей, тогда как МУП «Автотранспортное предприятие» готово поставлять аналогичный товар, соответствующий всем предъявляемым стандартам и требованиям, по более низким ценам.
Осмотрев цеха переработки и заготовки, послушав об особенностях работы учреждения и получив памятные сувениры, ребята поделились своими впечатлениями от экскурсии по заводу.
— Мне очень понравилось. Было интересно и познавательно. Никогда не думала, что старые шины можно использовать таким образом. Подаренный кусочек плитки сохраню на память, повешу где-нибудь, как талисман, — поделилась мнением о событии участница летней смены «Энканто» Оксана Мельник.
Вожатые и сопровождающие детей тоже не остались в стороне от происходящего. На всём протяжении мероприятия они задавали вопросы, интересуясь технологическими особенностями производства. Своим комментарием поделилась Нурлана Набиева, помощник вожатого:
— Очень интересно. Хотелось бы увидеть весь процесс вживую, но я прекрасно понимаю, что из-за сильного шума установок мы бы не услышали экскурсовода. Мне понравилось, ребятам тоже. По их улыбкам я могу сказать, что всё прошло отлично.
На примере завода по переработке автомобильных шин юные надымчане убедились, что производство может приносить пользу экологии родного края.
Фото автора