13 августа в центральной библиотеке города прошла встреча с ямальским публицистом. Герой события — почётный гражданин Надымского района, ветеран труда, член Союза писателей России, лауреат литературной премии губернатора ЯНАО в номинации «Проза» Валерий Мартынов.
В творчество ветерана-первопроходца входят рассказы, романы, повести, зарисовки и размышления разных лет. Надымчанин является автором более 20 книг: «Черта», «Фагоцит», «Близкие люди», «Ворошить прошлое…», «Единица, делённая…», «Вопреки», «Прозрения», «Мещанские сказы», «Крах», «Кошка в стае не живёт» и других. Первопроходец за долгие годы своей писательской деятельности публиковался во многих коллективных сборниках и альманахах, стоял у истоков создания надымского литературного общества. Книги автора по праву занимают почётное место в фондах Централизованной библиотечной системы района.
Встреча с Валерием Мартыновым проходила в форме дружеского диалога. Почитатели творчества корифея северной прозы — представители разных профессий: учителя, строители, врачи, государственные служащие, журналисты. Их всех объединяет одна особенность — интерес к судьбам людей, живущих на Крайнем Севере.
Знакомство с публицистом в рамках литературного события началось с рассказа о том, как простой русский парень попал на Ямал, какое впечатление далёкий суровый край произвёл на молодого человека, поехавшего в полную неизвестность.
— Забегая вперёд, уже в 20 лет мне пришла в голову идея поехать покорять Сибирь. Но начну всё по порядку. После окончания школы в городе Западная Двина устроился на работу. Преподавал физкультуру в течение двух лет. По молодости я был крепким парнем, имел несколько спортивных разрядов. А потом размеренный и привычный уклад жизни начал меня угнетать. Решил поехать в Тюмень, сменить обстановку. Пришли на вокзал с братом, купили мне билет. Позже в вагоне послушал, о чём разговаривали между собой люди. Оказалось, что в Тюменской области повышенный коэффициент заработной платы. Ну всё, думаю, если получал 78 рублей в школе, да к этому прибавить 50 %, так это в сумме 110 получается. Перспективы будоражили моё сознание. В 1965 году этот город был деревня деревней. Меня такое положение вещей не устраивало. Из обкома комсомола поехал в Урай, отработал там год. После этого подался на Север. На тот момент я даже не мог предположить, что он из себя представляет. Ничего не знал. Добравшись до Москвы, мы с попутчиком пришли на Ярославский вокзал. Тут я впервые услышал слово «Лабытнанги». Чудное слово. Я говорю: «Толь, давай купим билет до этой станции». Ну и всё, утром взяли проездные документы на маршрут Москва — Лабытнанги, вечером отходил поезд. Так и очутился на Ямале, — рассказал о начале своей северной биографии писатель.
Затем в жизнь героя ворвался круговорот, казалось бы, случайных знакомств и событий, которые в будущем сыграли важную роль в судьбе ямальского публициста. Ведь недаром говорят, что одна единственная встреча способна перевернуть сознание человека с ног на голову. Валерий Мартынов поделился с поклонниками своими размышлениями по этому поводу:
— Случай — он ведь всегда присутствует. Через меня прошло много людей, все они оставили след в моём сердце. Надеюсь, что и я у кого-то в душе оставил яркий, запоминающийся росчерк. В моё время на Север ехали работать. Все со своими тяготами и грехами. Сколько судеб я видел, со сколькими людьми познакомился — не счесть. Кто-то бежал от повседневности и быта, кто-то хотел забыть своё прошлое и начать жизнь с чистого листа. У каждого по-своему. Ямал тогда принимал всех. Чем был хорош Север в те годы? Здесь можно было быстро сделать карьеру, если человек всей душой работал, отдавался делу, которому предан, показал себя как личность, то Север и люди, работающие в этих крайне суровых условиях, принимали его. Здесь не приветствовались летуны и халявщики. Если тебе удалось на три дня удержаться на работе, то всё — прицепился. А ежели за это время не принял коллектив, то ты хоть ползай на коленях, хоть землю целуй — дальше ничего не выйдет.
Валерия Мартынова часто спрашивают о том, как он начал писать, почему пришёл к этому ремеслу. Не обошлась и эта встреча без традиционного вопроса. Вот, что поведал автор:
— Сейчас это трудно представить, но придя в школу в первый класс, не знал ни одной буквы абсолютно. У нас учителя хорошие были в Западной Двине. На то время в наш посёлок (ныне город — прим. авт.) ссылали выходцев из семей потомственных дворян, которые и преподавали нам науки, очень образованные были люди. Мне поначалу трудно давалась пропись. Все эти палочки, закорючки, кругляшки. Чтобы обвести один единственный квадратик, приходилось прикладывать значительные усилия, аж рука тряслась от напряжения. Ничего не знал и не умел, но, что самое странное, к декабрю уже читал книжки. Учили здорово. В пятом классе со мной что-то произошло, не могу внятно объяснить эти изменения. Меня как будто обухом ударило по голове, я стал чувствовать «вкус» слова. Мог часами смаковать и восхищаться хитросплетениями букв. В книжке строчку, которая запала мне в душу, мог перечитывать десятки раз. Это же красота, внутренний ритм, содержание! Перемены, произошедшие во мне, подтолкнули на написание повестей, заметок, книг. Учась в 8–9-м классе, пробовал себя в стихах, но всё сплошь выходили белые. Внутренний ритм есть, а рифмы нет. Увлекался стихосложением достаточно продолжительное время. Но в результате понял, что я не поэт. Начал мучить строчки, писать рассказы. Но по-особенному, по-своему. Например, ни одно сочинение не писал на какую-то определённую тему. Раньше же как было? Три темы по произведениям, а одна свободная. Вот я всегда выбирал вариант отличный от прочих. Писал на темы природы, любви, Родины. Помню, лет в 18 набросал повестушку, показал учительнице, а та отправила в калининскую молодёжную газету «Смена». Получил первую критику. Редактор внёс свои правки, а я с ними не согласился. Пошёл на принцип. И потом ещё 10 лет никуда своих материалов не посылал. Затем учёба в институте, не до литературы было. Далее моё прибытие на Север и череда судьбоносных встреч, помноженные на юношескую страсть к слову, сделали своё дело. Начал писать всерьёз и надолго.
В ходе непринуждённой беседы надымчан заинтересовал вопрос о том, как рождаются произведения автора. Ветеран-первопроходец охотно приоткрыл завесу тайны:
— Обязательно заставляю себя писать каждый день. Сел и начал. Получается или нет — дело десятое. Написать надо хоть строчку, хоть слово. Ошибаюсь, ничего путного не выходит, но всё равно продолжаю сидеть с ручкой и листом бумаги. Дисциплина у писателя — это самое главное качество. На каждой странице две строчки вычеркиваю, как бы не было талантливо написано, как бы не хотел всё оставить. Редактор внутри меня должен постоянно трудиться, иначе ничего хорошего не выйдет. Я сам себе главный критик. Только в такие моменты осознаю, что приближаюсь к настоящему пишущему человеку.
После выступления публициста надымчане задали вопросы о дальнейших планах автора, пожелали ему доброго здоровья и творческого долголетия. В конце встречи Валерий Мартынов подарил в фонд библиотеки свою книгу «Кошка в стае не живёт» и пообещал ещё раз встретиться с земляками.
Фото автора