Мужчина в пиджаке выступает за трибуной

«Легенды Ямала — в память о первых»: биография героя-первопроходца, оставившего значительный след в истории округа

В рамках проекта «Легенды Ямала», целью которого является сохранение памяти о героях-первооткрывателях, мы с особым трепетом вспоминаем людей, чьи профессионализм, решительность и стремление к эффективности навсегда вошли в историю нашего региона.

Основываясь на информации, предоставленной Службой по делам архивов Ямало-Ненецкого автономного округа, мы представляем вам биографию одного из таких замечательных людей, который оставил значительный след в истории Ямала.

Борис Евдокимович Щербина — первый секретарь Тюменского обкома КПСС (1961–1973), министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1973–1984). Заместитель Председателя Совета Министров СССР (1984–1989). Он родился 5 октября 1919 года в Дебальцеве Донецкой области.

Архивное фото в чб. Мужчины в пиджаках на заседании
Косыгин А.Н., председатель Совета Министров СССР (второй слева), Щербина Б.Е. (первый справа) на совещании во время рабочего визита на Ямал. 1970-е годы

Он является одним из создателей нефтегазового комплекса в Западной Сибири, при участии Бориса Щербины возводились крупнейшие нефтегазодобывающие и электроэнергетические комплексы, строились дороги, газо- и нефтепроводы, развивался водный и воздушный транспорт.

Щербина возражал против строительства Нижне-Обской ГЭС, в результате которого планировалось затопление 800 населённых пунктов и месторождений газа и нефти. В 1962 году, после избрания первым секретарём Тюменского обкома КПСС, добился усиления геологоразведочных работ в Западной Сибири.

Он неоднократно посещал Ямал, поддерживал строительство вахтового посёлка Ямбург. В рамках избирательной кампании в депутаты Верховного Совета СССР по Тобольскому округу в марте 1962 года посетил Салехард и Ямальский район, где выступил с речью, поблагодарив избирателей за доверие.

Благодаря его усилиям Западная Сибирь стала тектонически преобразовываться. Борис Щербина призывал ЦК КПСС к ускоренному освоению Севера, восстановлению железной дороги Салехард — Игарка, восстановлению участка железной дороги от Надыма до Уренгоя, руководил строительством газопровода Уренгой — Помары — Ужгород.

— Трубопроводный транспорт стал определяющим фактором в решении топливно-энергетических задач, влияя на повышение эффективности производства и темпы роста производительности труда, — отмечал Борис Щербина в своей статье «По топливным артериям» в газете «Правда» (№ 116 от 26 апреля 1979 г. С. 2).

При его руководстве началось формирование комсомольско-молодёжных бригад, управлений и промыслов с привлечением молодёжи из России и республик СССР. Многие стройки были объявлены Всесоюзными ударными комсомольскими, за что Щербину называли «комсомольским министром».

Мужчины на Чернобыльской АЭС
Щербина Б.Е. на Чернобыльской АЭС. 1987 год. Местонахождение: Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, г.Тюмень

В последние годы своей жизни Борис Щербина руководил ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Армянской ССР.

Первопроходец награждён четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции и двумя орденами Трудового Красного Знамени, золотой медалью Героя Социалистического Труда (1984). В Тюмени ему установлен памятник, в Югре его именем названо нефтяное месторождение, в Надыме — улица, а также самолёт Ту-154М и сухогрузный теплоход.

Фото из фондов ГБУТО ГАСПИТО. ФФ. Оп.2. Д.1288,  ГА ЯНАО. Ф. 396. Оп. 1. Д. 142 и сайта Госкаталог.РФ.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх