Праздник северных народов Вороний день, а на языке ханты «Вурна Хатл», в Надыме отметили 7 апреля. Считается, что в это время наступает пора очередного зарождения жизни, пробуждения природы, начало нового цикла, означающего переход от зимы к лету. Это один из самых почитаемых праздников народов ханты и манси. Ворона — вестник жизни, покровительница женщин и детей, первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнёзда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. С Вороньим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, улов рыбы и сбор ягод.
ОНА РАЗБУДИЛА СОЛНЦЕ
В этот день на подворье Дома природы было весело и многолюдно. Здесь собрались представители коренных народов: ханты, ненцы, коми-зыряне, которые почитают культурные традиции и с душой отмечают национальные праздники. Давным-давно, как гласит хантыйская легенда, когда пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче, и люди, звери, деревья застыли, замёрзли. Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. И вот однажды в эти суровые снежные края то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона. Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. Мёртвая тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Кар!». Её крик был таким пронзительным, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины и на земле всё ожило. С тех самых пор у народа ханты отмечается праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку-природу и спасла всё живое.
— Причём речь именно о серой вороне, которая на зиму улетает от нас в тёплые края, — объясняет надымский поэт, который пишет стихи на русском и ненецком языках, Никита Анагуричи. — Когда она возвращается, это значит, наступает настоящая весна, поэтому люди радуются. Посмотрите вокруг: уже тепло, капель, прилетают вороны, скоро снег совсем растает и настанет благодатная пора.
СНАЧАЛА ОБРЯД ОЧИЩЕНИЯ
Нарядные и в приподнятом настроении гости приветствовали друг друга и сердечно поздравляли с приходом весны. Прежде чем войти на подворье, где расположен гостевой чум, каждый принял участие в обряде очищения, переступая через небольшую чашу, из которой струился ароматный дымок. Для проведения этого обряда используются чага, ветки багульника, шкурки животных, обитающих под водой и символизирующих нижний мир.
Дело в том, что у народа ханты мир делится на три части. Верхний — мир бога, добрых духов, средний — человека, а нижний — подземных духов. На священную землю принято ступать с добрыми светлыми мыслями, которые человек обретает пройдя обряд очищения. Первыми по традиции проходят мужчины. Среди гостей много детей, в том числе и совсем малышей, которые тоже участвовали в обряде очищения, внимательно присматриваясь к поведению взрослых. Многие старались, чтобы очищающий дым попадал прямо на них.
В Вороний день с культурой народа ханты познакомилось немало надымчан. Помимо прекрасных песен, самодеятельные артисты Центра национальных культур подарили гостям театрализованное представление. Это спектакль о семье, которая живёт в тундре, о том, как люди трудятся, заботятся друг о друге, об их знаниях народных поговорок, обычаев и легенд, о встрече с медведем и, конечно, о лучшей встрече с Вороной, которая наградила их за мудрость и добрые дела.
ЧТОБЫ ЗНАЛИ ЯЗЫК И КУЛЬТУРУ ПРЕДКОВ
— На празднике наши земляки показали также красивую национальную одежду, которую сами сшили и подготовили к этому дню, — рассказывает заведующая Центром национальных культур Ольга Антипина. — Песни сегодня исполнялись в основном на языке народа ханты, особо почитающем ворону. Обряды, игры и другие развлечения подготовили сотрудники ЦНК. И, конечно, вместе с нами сегодня на празднике партнёры, без которых невозможно обойтись, это филиал регионального общественного движения ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Ямал — потомкам!», которым руководит Вера Окотэтто. Они приготовили подарки и праздничный стол. Также мы пригласили учеников четвёртой школы, чтобы ребята приобщились к культуре северного народа и побольше узнали о национальных традициях. Мы сотрудничаем с этой школой, и учащиеся всегда охотно откликаются и приходят на такие мероприятия.
МНОГО ЛИ В ГОРОДЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДА ХАНТЫ?
— Если говорить о семьях, состоящих только из представителей народа ханты, то одна-две, не больше, — отвечает Ольга Васильевна. — Сейчас молодёжь образует в основном смешанные союзы. Ханты, например, сочетаются браком с представителями ненцев, коми. Знаете, когда молодые люди живут в тундре, они не стремятся к тому, чтобы ненец взял в жёны непременно ненку или, скажем, коми-зырянин обязательно жену коми-зырянку. Как жизнь располагает и подсказывает, так и образуют семьи.
Галина Граблевская, которая в ЦНК возглавляет клуб народов ханты «Тови най», что в переводе означает «Весеннее солнце», не только вела праздник, но и с успехом исполняла народные хантыйские песни.
— Наш клуб был создан весной 2002 года, — вспоминает Галина Михайловна. — С тех пор мы проводим всевозможные праздники, знакомим своих детей с национальной культурой и традициями, приобщаем к родному языку. Там же мы исполняем и свои народные песни, чтобы дети слышали, как звучит родная хантыйская речь их бабушек и дедушек в пении. Надеемся, что с возрастом они тоже приобщатся к этому. В Надыме наш клуб, наверное, единственное место сейчас, где это можно сделать.
После красочного представления гостям раздали разноцветные ленточки, необходимые для обряда поклонения священной берёзе. Каждый желающий мог повязать эту ленту на священном дереве и загадать желание, которое обязательно должно сбыться. Главное, верить и стремиться к мечте.
Фото автора.