Под свисты пуль и гул снарядов

Время неумолимо бежит вперёд, всё сильнее отдаляя нас от Великого Дня Победы 1945-го. И с каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей того времени, которые рассказали бы о военном лихолетье и жизни после него. Все они, пережившие войну и победившие в ней, безвозвратно уходят, проигрывая схватку со временем… Их воспоминания остаются нам как наказ, чтобы не допустить искажения истории и непоправимых ошибок в будущем.

«Разговоры о начале войны ходили, но никто не хотел в них верить», — вспоминал ветеран Великой Отечественной Владимир Иванович Шпиленко, чьё имя навсегда вписано в историю той войны, а также в Книгу трудовой доблести и славы Надымского района.

Не верил он до тех пор, пока утром 22 июня 1941 года не проснулся от стука. Это был дед. Он позвал отца на улицу. 16-летний Володя вместе с братьями вышел следом. Во дворе дед сообщил, что Германия напала на Советский Союз. Тогда стоял солнечный денёк, цвела душистая сирень, всё было как обычно. Этим же утром на площади его родного Кременчуга состоялся митинг. Все понимали, что война будет страшной.

В городе было введено военное положение. Мужчины уходили на фронт, женщины, дети и старики мобилизовывались для различных работ. Владимир рыл противотанковые рвы за 12 километров от города.

Каждый день люди ждали сводок по радио от советского информбюро. Всех волновало, насколько быстро и в каком направлении продвигаются немцы. К концу лета 1941-го в Кременчуге объявили всеобщую эвакуацию. Семья Шпиленко получила в райсовете зарплату и двухнедельную компенсацию, но эвакуироваться не стала.

Вражеские войска вошли в город в начале сентября. Начались грабежи, показательные казни, расстрелы. В черте Кременчуга оборудовали концлагеря для военнопленных, условия содержания в них были нечеловеческие. Фашисты устраивали облавы на молодёжь. В одну из них поймали родного брата Владимира Ивана. Его угнали в южную Германию для работы на угольной шахте. Находился он там до 1945 года, пока советские войска не освободили эту территорию.

В ходе Полтавско-Кременчугской операции 29 сентября 1943 года был освобождён родной город. А в октябре 18-летнего Володю мобилизовали на фронт. Он был направлен на станцию Навашино Горьковской области (ныне — Нижегородская). Здесь учился на младшего сержанта и вместе с другими новобранцами быстрее просился на фронт.

Вскоре Шпиленко отправили на 2-й Белорусский фронт, там воевал рядовым пехоты в составе 30-го Хасанского полка 102-й Дальневосточной дивизии. 21 февраля 1944 года получил слепое осколочное ранение в руку и попал в госпиталь. Через 3 месяца вновь был на передовой.

В июне 1944 года наши бойцы проводили операцию по освобождению города Жлобино в Белоруссии. Владимир Иванович в составе взвода автоматчиков держал оборону берега реки Днепр близ него. За эту операцию награждён медалью «За отвагу». Днепр форсировали. Войска пошли на населённые пункты: Бобруйск, Барановичи, Лиду. Далее наши бойцы вступили на территорию Восточной Пруссии и двинулись на Кёнигсберг. К этому времени Шпиленко стал наводчиком пулемётного расчёта.

Именно о боевых действиях в Восточной Пруссии в своё время особо подробно рассказывал Владимир Иванович в своих воспоминаниях. 22 февраля 1945 года объявили наступление на вражеские доты, расположенные на другом берегу реки. Фашисты подготовились к возможному наступлению наших войск: обрубили лёд, сбили плоты, от дота до дота натянули по проволоке консервные банки, чтобы наши солдаты не смогли пройти незамеченными. «Как только мы начали переправляться через реку, неприятель открыл огонь, — вспоминал ветеран. — Впереди идущие падали, тонули. Передо мной бежал один солдат с тяжёлой станиной от пулемёта, он как нырнул, больше и не вынырнул. Младший лейтенант Давидов только прибыл в расположение нашего отряда и тут же погиб». Несмотря на трудности, красноармейцы справились с боевой задачей.

По ночам неприятель обстреливал из танков и пушек. «Мы зажигали дымовые шашки, и ветер закрывал нас, — рассказывал ветеран, — только по речи товарищей и догадывались, кто где». Под Браунсбергом (ныне — г. Бранево в Польше) он был ранен в плечо и попал в госпиталь, в котором и встретил день Великой Победы.

«9 мая 1945 года в госпиталь приехал с охоты командир полка. Он завалил дикую свинью и двух поросят. Комполка сообщил начальнику госпиталя, что Германия капитулировала. Отдал на кухню дичь. Был митинг, все плакали. Черёмухи в лесах было море. Охапками приносили её сёстрам и врачам», — вспоминал Владимир Иванович.

После окончания войны он ещё до 1948 года служил в Новороссийске, потому что все призывники 1925 года рождения должны были пройти срочную службу.

За мужество и героизм, проявленные на фронте, Владимир Шпиленко награждён медалями «За Победу над Германией в Великой Оте­чественной войне», «За взятие Кёнигсберга», орденом Отечественной войны I степени.

Татьяна Федяева, главный специалист отдела по делам архивов
администрации Надымского района.

Фото предоставлено отделом по делам архивов администрации Надымского района.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх
Пролистать наверх