Надымчанин в Хьюстоне

На днях в редакцию «РН» пришло письмо, в котором сообщалось, что выпускник первой надымской школы Максим Николаев, который сейчас живёт в городе Хьюстоне штата Техас (США), попал на страницы американской прессы как один из лучших сотрудников нефтегазовой отрасли. О нём как о специалисте отзываются с большим восхищением и уважением, а ещё пишут, что «в 2020 году Макс Николаев пришёл в CARBO на должность вице-президента: он руководит всеми операциями, обслуживающими энергетический сектор и также является автором более 20 технических изобретений». Мы связались с нашим земляком, чтобы узнать, в чём его секрет успеха, как добиться того, чтобы выйти на, без преувеличения, мировой профессиональный уровень.

— Школу в Надыме я окончил в 2000 году, — вспоминает собеседник. — Потом поехал в Москву, где поступил в Губкинский университет и после окончания работал в России до 2012-го.

Он отлично помнит своих школьных учителей.

— Учили нас Людмила Фёдоровна Имкина, Валентина Николаевна Кузнецова, — рассказывает надымчанин. — Физику преподавал Евгений Фёдорович Гусев. И, конечно же, отлично помню нашего клас­сного руководителя Ингу Алексеевну Якушенкову. В то время первая школа была самой сильной в городе по уровню преподавания. Я учился в физико-математическом классе. Все ребята у нас были довольно сильные в учебной подготовке, но преподаватели никому не давали спуску и требовали постоянного повышения уровня знания предметов. Работы было много, и она была сложная. К нам часто приезжали преподаватели из различных вузов, например таких, как МГУ или РГУ имени Губкина.

Кстати сказать, добывать информацию тогда было намного сложнее. В те годы интернет на Ямале ещё не был достаточно развит. Провайдеров, что называется, раз-два и обчёлся, скорость минимальная, стоило это немалых денег, а связь шла только через стационарный телефон. Если ты подключаешься к сети, то номер занят и дозвониться до тебя невозможно. Начиная с 8–9-го класса Максим успешно участвовал в олимпиадах, где способного ученика заметили. Зачёты в предметных олимпиадах позитивно повлияли на всту­пительные экзамены, и многие ребята из его класса смогли поступить в престижные вузы. После школы кто-то уехал в Уфу, кто-то в Самару, но большинство из одноклассников предпочли учёбу в столичном МГУ и РГУ им. Губкина, куда поступил и Максим, выбрав факультет разработки нефтяных и газовых месторождений. А куда ещё мог стремиться надымский мальчишка, выросший на земле с богатейшими запасами углеводородного сырья. С самого раннего детства он видел, как живут и трудятся газо- и нефтедобытчики, как любят они своё дело и гордятся им.

— Наша семья была не очень состоятельной: мама воспитывала меня одна, так как отец умер, когда я был ещё ребёнком, — говорит Максим. — И после того, как мне вручили школьный аттестат, верхом мечтаний было получить высшее образование, вернуться в Надым и найти работу в Газпроме.

Но в Москве его планы изменились: он узнал новых интересных людей, увидел другие возможности. После университета вернулся на Север, потому что первая компания, куда он пришёл после учёбы на интервью-собеседование, была «Шлюмберже». Там требовался отличный английский, которого у Максима на тот момент не было. Чтобы получить шанс устроиться пришлось нанимать репетитора и упорно заниматься. Усилия не пропали даром, он был принят в компанию и некоторое время трудился в Нефтеюганске, Сургуте, Пыть-Яхе. Спустя семь лет ему предложили контракт в Хьюстоне, где и работает до сих пор. Там же он познакомился с Альфиёй, которая тоже работала на тот момент в «Шлюмберже» и приехала из Москвы в США на тренинг. Встречались, летали друг к другу пока не поженились. Теперь у пары подрастают двое малышей. Определённо, формула успеха у каждого своя.

— Наверное, нужно не только много и тяжело работать, — рассуждает Максим Николаев. — Но и быть нормальным, адекватным, доб­рожелательным человеком, ко всем относящимся с уважением, с которым людям легко и приятно общаться. Нет, вовсе необязательно, что это помогает, но, по крайней мере, точно не препятствует твоему дальнейшему развитию и росту. Если же ты к людям относишься плохо, то такая твоя репутация сослужит плохую службу.

Что же особенного есть в Америке? Чем она отличается от России? Как там вообще сейчас относятся к русским?

— Безусловно, разница в менталитете есть, — замечает нефтяник. — Первое, что меня поразило — это именно отношение. Ведь мы ожидали, что к нам будут плохо относиться из-за того, что мы русские, а между нашими странами постоянные трения. Но ни разу ничего подобного мы так и не увидели. Не знаю, может быть, такие люди только в штате Техас, но они очень тёплые гостеприимные, сфокусированные только на своей семье и работе. О политике ничего не знают, и то, что происходит за территорией Техаса их мало волнует. Меня, признаюсь, это приятно удивило. А в феврале в Хьюстоне случился сильный заморозок и не справившись система энергетики попросту рухнула. Электричества не было и целый штат несколько дней в морозы сидел без отопления, а жилища, построенные чуть ли не из картона, быстро остывали. Мы с семьёй вынуждены были оставаться дома из-за гололёда не рискуя выезжать на дальние расстояния в поисках помещений с электричеством. Но наши соседи, которые знали, что в семье четырёхмесячный ребёнок, приносили нам походные электрические печи, горячую воду, одеяла, то есть очень активно помогали. И им было неважно какой ты национальности и откуда приехал. И ещё один момент — они очень практичные. Я когда приехал, сразу хотел купить машину получше, подороже, показав какие у меня возможности. Но потом понял, что здесь машина, это исключительно средство передвижения, а не для того, чтобы произвести впечатление. И так во всём. Я у них это перенял.

У Максима и его семьи российское гражданство. Трудится в Америке по контракту, оформляет рабочие визы, часто бывает в России. В Надым в последний раз приезжал три года назад, когда здесь ещё оставалась жить его мама Елена Анатоль­евна Николаева, которая недавно ушла на заслуженный отдых и уехала из региона. Планировал приехать и в 2020-м, но из-за ковида всё отменилось. Признаётся, что часто с теп­лотой вспоминает своих одноклас­сников и говорит, что хотел бы обязательно ещё раз вернуться в свой город детства и юности.

Фото из семейного архива семьи Николаевых

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх