Имя в истории

Эффективный руководитель, политик государственного и, без преувеличения, исторического масштаба, труженик и созидатель, яркий и сильный человек, Виктор Степанович Черномырдин оставил заметный след в новейшей истории России. Президент страны Владимир Путин отмечал, что во многом благодаря взвешенности, дальновидности, хозяйской рачительности Виктора Черномырдина в сложнейший период 1990-х годов удалось сохранить и сберечь кадровый и технологический потенциал топливно-энергетического комплекса, других отраслей промышленности страны. Имя бывшего премьер-министра неразрывно связано с Ямалом. Виктор Степанович здесь часто бывал ещё будучи начальником всесоюзного производственного объединения «Тюменгазпром», затем председателем правления Газпрома, хорошо знал месторождения, а также коллективы предприятий и не раз отмечал, что «его жизнь прошла в атмосфере нефти и газа». Он сыграл определяющую роль в развитии территории, в частности города Надыма и Надымского района. Во многом его заслуга, что регион сегодня стабилен и перспективен.

Не один раз он посещал и Надым. «Северные города не должны быть призрачными, созданное нельзя разрушать», — был твёрдо уверен легендарный политик и хозяйственник. Он не только так считал, но предпринял решающие и определяющие для будущего Надыма действия. Именно благодаря ему не самая радужная и перспективная страница в истории Надымского района была перелистнута, а вместо возможной точки в летописи появилось многообещающее многоточие. В начале 90-х годов, во времена кризиса и тотальных неплатежей, когда встал вопрос о бесперспективности Надыма и закрытии города, когда ему предрекалась роль лишь вахтового населённого пункта, он увидел потенциал существования и развития первенца газовой отрасли на Ямале, а главное — сумел убедить в этом руководство Газпрома и регионов страны, которые своими глазами увидели, в каких непростых условиях живут и трудятся северяне, с какими сложностями им приходится сталкиваться. Судьбоносные решения тех лет стали залогом стабильности района и в целом всего Ямала. Виктор Черномырдин твёрдо был уверен, что Север — это будущее страны, не раз говорил, что северные города были, есть и будут. Позже, в 1998 году, будучи лидером движения «Наш дом — Россия» на встрече с представителями трудовых коллективов в Надыме, когда он впервые официально заявил о согласии баллотироваться в депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ от ЯНАО, отметил: «Для выдвижения кандидатом в депутаты были предложения из других регионов. Мой выбор Ямала вовсе не случаен: этот регион имеет для меня особое значение, в связи с ним я состоялся как инженер, специалист, руководитель, во многом — как личность».

О непростом для северян времени начала 90-х и о человеке-эпохе, выдающемся государственном деятеле Викторе Черномырдине своими воспоминаниями поделился мэр города Надыма и Надымского района с 1994 по 2006 годы, ныне председатель межрегиональной профсоюзной организации «Газпром профсоюз» Владимир Ковальчук.

— Владимир Николаевич, как состоялось ваше знакомство с Виктором Степановичем?

— Я в то время уже был избран мэром. На тот момент помимо неплатежей было много других ситуаций, про которые можно сказать, что складываются не лучшим образом. Мы получили от Министерства железнодорожного транспорта телеграмму о том, что закрывается так называемый 72-й адрес для Надыма. Это означало, что железнодорожное сообщение между Коротчаево и Надымом прекращается и грузовые составы, которые разгружались в Старом Надыме, больше не будут приходить, а грузы будут доставляться только автотранспортом. Мои обращения к министру железнодорожного транспорта не возымели никакого действия.

Ситуация была очень серьёзная. И на одном из совещаний правительства в Москве, куда я был приглашён, проводивший его Виктор Степанович Черномырдин в заключение сообщил, что если есть вопросы, он готов на них ответить. Я подошёл к нему и рассказал о сложившейся ситуации. Он дал команду помощнику, и по прилёте в Надым мне поступил звонок с информацией о том, что телеграмма о закрытии железнодорожного сообщения между Коротчаево и Надымом была отозвана.

Когда Виктор Степанович «сдал портфель» председателя правительства, было вакантно место депутата в Государственной думе от арктического региона. В разговоре с губернатором ЯНАО Юрием Неёловым я предложил кандидатуру Виктора Черномырдина. Губернатор поддержал, мы собрали необходимые документы, выдвинули его, и буквально через три недели он, как кандидат в депутаты в Госдуму, прилетает в Надым. В ДК «Прометей» на встрече с представителями трудовых коллективов он дал согласие. Позже в ходе голосования, в котором участвовали жители Ямала, его избрали в Госдуму.

В дальнейшем сложились хорошие деловые отношения: если были серьёзные вопросы, обращался к нему и всегда имел поддержку. Будучи послом России на Украине, Виктор Степанович не раз приглашал делегацию из Надыма, в том числе и меня, в Киев на празднование Дня независимости России. Тогда отношения с Украиной были внешне спокойные и мы приезжали, общались. Много раз он прилетал в Надым. Был и на моей инаугурации, когда меня избрали мэром второй раз. Поэтому можно сказать, что у нас сложились не только рабочие, но и неформальные товарищеские отношения. Горжусь, что был знаком с ним.

— Надымскому аэропорту присвоено имя Виктора Черномырдина. Какова его роль в развитии Надыма и Ямала?

— Виктор Степанович Черномырдин сыграл огромную роль для Ямала и для газовой промышленности сначала Советского Союза, потом России. В 1980-е годы он возглавлял Всесоюзное производственное объединение «Тюменгазпром», которому подчинялись все газодобывающие предприятия, находившиеся в Тюменской области, в том числе на Ямале: «Надымгазпром», «Уренгойгазпром», «Ямбурггаздобыча», «Нобрьскгаздобыча», «Сургутгазпром». Все капиталовложения, говоря современным языком, инвестиции, шли через этот главк. Соответственно, газовики не только обустраивали месторождения, это они финансировали строительство городов Надыма, Нового Уренгоя, Ноябрьска. Поэтому роль его, как начальника главка, колоссальна. Он много раз ещё в те годы бывал в северных городах, а также летал на Бованенковское месторождение. О нём можно сказать, что это уникальная личность. Он глыба. С его уходом ушла целая эпоха. На самом деле, он был человек очень простой, доступный, с юмором, весёлый, иногда косноязычный. Я недавно наткнулся на книгу, в которой записаны его афоризмы. И когда перечитываю, с огромным удовольствием вспоминаю наше общение. Я считаю, что мне в жизни повезло встретиться с таким человеком и работать под его руководством, а потом и активно взаимодействовать.

— Виктор Степанович неоднократно говорил, что ямальский газ — фундамент экономики страны. Сейчас можно утверждать то же самое?

— Экономика любой страны не может обойтись без энергетики. Газ подаётся на газоперерабатывающие и металлургические комбинаты, теплоэлектростанции, идёт на машиностроительные заводы. А полученная в результате выработки продукция даёт добавленную стоимость. Поэтому газ, также как и нефть, — это основа энергетики страны. Чтобы его добыть, нужно вложить огромные средства, иметь квалифицированный персонал. Это колоссальная работа, которой занимается ПАО «Газпром» и дочерние общества. Ямало-Ненецкий автономный округ является центром газодобычи страны. Территории Надым-Пур-Тазовского района и полуострова Ямал на дальнюю перспективу остаются основной ресурсной базой. Отмечу, одной из самых больших ценностей в арктическом регионе являются люди. Газовики, оленеводы, строители, транспортники, работники бюджетной сферы — именно на них держится экономика всего Ямала.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх