Загадки искусства

30 июня в Музее истории и археологии города Надыма прошла вторая по счёту просветительская лекция. «Тайны великих шедевров» на протяжении часа погружали аудиторию в атмосферу творчества и скрытых смыслов, заставив по-новому взглянуть на полотна известных художников.

Ведущая лекции Елена Бакланова рассказала слушателям, что комплексный подход в области изучения произведений искусства приносит интересные и порой неожиданные результаты. Например, над одной картиной могли трудиться несколько художников, хотя в музейных выставочных фондах произведение подписано лишь единственной фамилией. Или же первоначальное изображение было вовсе не таким, каким мы его видим в финальном варианте. Казалось бы, в картине нет смысла, но если зеркально отобразить одну и ту же часть работы, получается несколько абсолютно разных сюжетов.

Не то, чем кажется

Первым примером двойного дна в изобразительном искусстве служит картина «Монахиня» русского живописца Ильи Репина.

На первый взгляд на полотне изображена девушка в чёрной монашеской рясе. Она держит в руках чётки, спокойно смотря прямо на зрителя, который будет любоваться работой художника. Образ довольно классический, не вызывающий большого интереса как у человека, пришедшего посмотреть на картину, так и у искусствоведа. Но всё отношение к произведению живописца меняют дневники Людмилы Шевцовой-Споры, племянницы супруги Репина.

Обучаясь в академии художеств, Илья Ефимович соседствовал с архитектором Шевцовым, у которого было две дочери София и Вера. Первая из них часто позировала Репину.

Во время работы над одним из портретов Софии между живописцем и моделью возник конфликт. Ссора была настолько сильной, что Репин вышел из себя от ярости. На ходу он переписал картину, где была изображена красивая молодая девушка в пышном бальном платье, облачив её в монашеское одеяние, заменив веер в руках на чётки. История больше похожа на небылицу, если бы не изыскания учёных Эрмитажа. При помощи рентгенограммы удалось подтвердить воспоминания племянницы жены художника.

Две стороны одной медали

Полотно «Старый рыбак», написанное Тивадором Косткой Чонтвари, скрывает в себе сразу три сюжета. Но обо всём по порядку.

Тивадор работал в ­маленькой фармации венгерской деревеньки под названием Игло. Однажды в 1881 году ему приснился сон. О том, что ему привиделось, мужчина никому не рассказал, но быстро сдав в наём свою аптеку, купив краски и кисти, уехал в Ливан писать картины. Больше живописец не возвращался на малую родину. Чонтвари объездил Грецию, Францию, Италию в поисках вдохновения. Умер в 1919 году одиноким и нищим, никому не нужным человеком.

Предав земле тело живописца, родственники попросили совета у местных «ценителей» искусства по поводу стоимости картин, оставшихся после смерти Тивадора. Но к их большому разочарованию те сказали, что творения Чонтвари лучше продать старьёвщику. Спас полотна проходивший мимо архитектор Гедеон Герлоци, предложив цену существенно больше первого покупателя.

Сегодня произведения Тивадора Костки Чонтвари выставлены в музее венгерского города Печа. И спустя несколько десятков лет одному из сотрудников пришло в голову приложить к картине «Старый рыбак» зеркало. Мужчина увидел, что изображение не одно. Как минимум есть ещё два варианта, скрытых от людских глаз.

Изначально на картине можно увидеть пожилого мужчину, сидящего на фоне моря. Лицо его испещрено глубокими морщинами, взгляд выражает задумчивость. Но если зеркально отразить одну из частей изображённого на полотне старика, то перед зрителем раскроется тайная задумка произведения.

На одной стороне будет изображён бог, спокойно плывущий в лодке по морским волнам, на другой дьявол, повелевающий бушующей водной стихией.

«Старый рыбак» или «Бог и Дьявол»? Этот вопрос оставил после себя художник-самоучка Тивадор Чонтвари.

В течение часа аудитория знакомилась с очередными загадками, скрытыми в творчестве живописцев, каждый раз открывая для себя что-то новое, ранее неизвестное. В пятничный вечер надымчанам удалось приоткрыть завесу тайн великих шедевров, прикоснуться к прекрасному миру искусства.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх
Пролистать наверх