мы - русские

Где наши корни?

«Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, эта в шелку и бархате, эмигранткой француженкой воспитанная графиничка этот дух? Откуда взяла она эти приёмы? Но дух, приёмы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как умела она понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке?» — так обращается к нам великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, описывая русский танец Наташи Ростовой. Обращается именно к нам, надеясь вызвать у нас удивление и восхищение тем непобедимым духом русскости, который есть в каждом из нас, несмотря ни на какие попытки переделать, исправить, изменить на свой лад. «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

Обо всём этом думалось мне, когда я совершенно неожиданно по приглашению Татьяны Каляевой, вдовы известного таганрожцам Владимира Каляева (его отец был основателем Южного Федерального университета в городе Таганроге), оказалась на отчётном концерте студентов специальности «Сольное и хоровое народное пение» Таганрогского музыкального колледжа.

Ничего, кроме восторга, такое мероприятие вызвать не может. Какое счастье, что в мире повсеместно внедряемой американоподобной попсы есть ещё наше, родное, из глубины времён идущее… Как хорошо, что есть молодые люди, не поддавшиеся влиянию иноземного, которые с радостью окунаются в наш живительный источник! Как хорошо, что есть ещё те люди, драгоценные преподаватели, способные передать следующему поколению наследие предков, за которое и сражались всегда наши прадеды.

Бродят в воздухе мысли, что нет у нас идеологии. Как жить, как жить?! Вот это и есть идеология — прирастить себя к тому родному корню, от которого чуть было не оторвались совсем. Нас постоянно пытаются лишить этого корня, а ведь тогда — погибель!

Это сейчас и совсем недавно я оказалась в Таганроге — после месяца пребывания в подвалах Мариуполя под артобстрелами. Мне много лет. И помнится, после окончания школы понесло меня в музыкальное училище, потом в консерваторию, а жила я в то время в Прибалтике — в Риге, по месту службы отца. Училась на хоровом отделении. И я помню дух презрительного отношения к русской культуре, который внедрялся преподавателями в наше сознание.

Признавались в большей степени только европейские ценности, чтились только местные традиции. Это были 70-е годы. А мы были молоды и во многое не вдумывались, но интуитивно чувствовали свою приниженность и приспосабливались.

Время шло, я вышла замуж и оказалась в Мариуполе. Я была счастлива избавиться от приниженного состояния: теперь я дома, среди своих! Но не тут-то было. Постепенно надвигалась волна тотальной украинизации. Дошло до запрета обучаться на русском языке. Детские кружки — только украинский репертуар, ничего русского… А ведь так называемая Украина — это часть большой России. И когда я от знакомых слышала: «Я же украинка!», задавала вопрос: «А говоришь на русском почему?» Всё это я наблюдала, находясь в Мариуполе в отпуске, поскольку в начале 90-х мы с семьёй перебрались на Ямал, где постоянно и проживаем в любимом городе Надыме и работаем в Детской школе искусств № 1.

Великая страна СССР! Но почему, усиленно создавая и развивая национальные культуры окраин, не шибко заботились о развитии своего родного (по принципу «а, и так сойдёт!»)? Почему, зайдя в рижский ресторан, запросто можно было услышать латышские народные песни от пирующих за столиками посетителей, иной раз незнакомых друг с другом, а русские, находясь здесь же, опускали головы и молчали?.. Просто не знали своих песен. Сами виноваты? Над нами смеялись: «А что вы знаете? Только «Катюшу»? Почему? Потому что там внедрялась своя культура с детского сада. Петь в хоре среди молодёжи считалось так же престижно, как играть в баскетбольной команде ТТТ.

Просто так и само собой ничего не бывает. С необычайным постоянством проводились праздники песни. Вся Латвия готовилась к этому каждые пять лет, изучая общий репертуар, проводя соревнования хоровых коллективов за право стоять на большой эстраде. В 100-летнем юбилее таких праздников пришлось участвовать и мне как учащейся колледжа. Торжественное шествие в национальных латвийских костюмах через всю столицу. Репертуар, естественно, почти весь латвийский. Когда на громадной эстраде стоит хор в 15 тысяч человек, это впечатляет 200 с лишним тысяч зрителей. Вот, через популяризацию своей песенной культуры на окраинах и пришли к развалу Союза. Это стало благоприятной почвой для зарождения национализма и нацизма, гиперболизированного на Украине.

Доколе же мы, русские, будем понуро опускать голову перед Западом, думая, что там лучше, стремясь подражать тамошнему? Где наше самосознание? Где наши корни? Если корней нет, что защищать-то? Может довольно сетовать по кухням? Надо же делать что-то! И неважно, где мы живём: в Ростове, Красноярске, Рязани ли, Надыме иль в Хабаровске — забудем ли, что мы русские? А что делать, что делать-то?

Во-первых, поднять на высоту студентов музыкальных колледжей и их преподавателей, которые хранят ещё наши корни. Во-вторых, обратить внимание на детей — наше будущее. Пригласить к ним в детские сады и школы выпускников таких колледжей, создав им достойные условия для работы. Нас ничто не спасёт, если мы потеряем свою культуру.

В школах ввести обязательный предмет на знание своего фольклора, родного, русского. Объединять народ через песенные праздники. Предмет в школе не просто «пение» или «музыка» должен быть, а изучение русских песен так же, как изучение русского языка, литературы, истории. Ввести экзамен на знание русских песен. Кстати, в Латвии я не встречала латышей без слуха, потому что свои песни они поют с детства и хоры там были чуть ли не в каждом ЖЭКе.

Но как же быть, когда в классе обучаются дети разных национальностей? Всё это можно решить без ущерба для кого-либо, без перегибов, подойдя к проблеме с любовью.

Почему чествоваться в хоровой культуре должен академизм, а природное русское горловое пение должно приниматься как второстепенное, как якобы, неправильное? Кто правила установил? Никому же не приходит в голову с презрением относиться к андалузскому или тирольскому пению.

Хватит бояться мнения Запада! Наша культура — величайшая в мире, и песенная в том числе. Это нужно кому-то доказывать? Может, обойдёмся? Да обойдёмся, конечно же! Как хорошо дома, в кругу своих родных и друзей в праздник за чаркой затянуть что-нибудь своё, родное, из сердца идущее (не попсу же)! Ой, да только что? Ничего! Мы вспомним, найдём, выучим… И детей научим! Где наш дом? Где наши корни?

Елена ВЕЛИЕВА.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх