Природоохранная прокуратура ЯНАО сообщает об изменениях в законодательстве

Природоохранная прокуратура ЯНАО сообщает об изменениях в законодательстве

Введена ответственность за невыполнение дополнительных требований к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, на территории округа.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.12.2023 № 104-ЗАО внесены изменения в закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.12.2004 № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях», согласно которым с 1 января 2024 года предусматривается административная ответственность за невыполнение дополнительных требований к содержанию домашних животных, в том числе к их выгулу, на территории автономного округа (статья 7.9).

Так, содержание домашних животных в помещениях многоквартирного дома (общежития), не являющихся частью квартиры (комнаты), в местах общего пользования квартир, занятых несколькими семьями, в иных нежилых помещениях, в том числе в подъездах, подвалах, на чердаках, на территориях общего пользования, а также на придомовых территориях многоквартирных домов может повлечь предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

Выгул собак в населённых пунктах без поводка, собак, имеющих высоту в холке более сорока сантиметров, без поводка и без намордника грозит предупреждением или наложением административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

В случае повторного в течение года совершения вышеуказанного административного правонарушения в качестве наказания предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей.

Изменения вступили в силу с 1 января 2024 года.


Законодательно урегулированы вопросы многолетней (вечной) мерзлоты.

С 1 января 2024 года на территории округа вступил в силу закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.12.2023 № 105-ЗАО «О многолетней (вечной) мерзлоте в Ямало-Ненецком автономном округе».

Указанный Закон определяет правовые основы регулирования отношений в области многолетней (вечной) мерзлоты в Ямало-Ненецком автономном округе в целях безопасного и эффективного осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности в округе, в том числе вопросы проведения соответствующего мониторинга и контроля его результатов.


Правительством утверждён порядок выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2239 утверждены правила выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.

Выявление объектов накопленного вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется муниципалитетами, а применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление объектов накопленного вреда осуществляется Росприроднадзором или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями.

Выявление объектов накопленного вреда осуществляется путём сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность.

Постановление вступило в силу с 22 декабря 2023 года.


Актуализирован порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2268 «О ведении государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде» установлены критерии определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.

Документ разработан в целях реализации положений федерального закона от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым усовершенствованы мероприятия по инвентаризации и учёту объектов накопленного вреда окружающей среде.

Признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 445, которым ранее были утверждены аналогичные правила.


Установлен порядок формирования программы проверок в отношении квотируемых объектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 2274 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1096.

Определено, что программа проверок в отношении квотируемых объектов в части, касающейся реализации мероприятий, включённых в утвержденные планы мероприятий по достижению квот выбросов, составляется с учётом следующего количества контрольных (надзорных) мероприятий за каждый год периода реализации мероприятий, направленных на достижение квот выбросов на квотируемом объекте:

• соответствующем критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, – не более шести контрольных (надзорных) мероприятий;

• соответствующем критериям отнесения объектов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам II категории, – не более 5 контрольных (надзорных) мероприятий.

Постановление вступило в силу с 1 января 2024 года.


Уточнён порядок вступления в силу и применения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры госрегулирования в области охраны окружающей среды.

         Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2023 № 3885-р внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2023 № 2909-р согласно которому с 1 января 2025 года пункт 182 раздела II «Для водных объектов» данного перечня вступает в силу в части углеводородов нефти.


Внесены изменения в Закон Российской Федерации «О недрах».

Федеральным законом от 25.12.2023 № 656-ФЗ внесены изменения в закон Российской Федерации «О недрах».

Изменениями предусмотрено, что пользователями недр, осуществляющими региональное геологическое изучение недр за счёт собственных и (или) привлечённых средств пользователей недр, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт осуществления геологического изучения участков недр, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, не менее чем пять лет и в отношении которых в течение двух лет, предшествовавших дате подачи заявки на получение права пользования недрами, не принималось решение о досрочном прекращении права пользования недрами.

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2024 года.


Уточнён перечень объектов государственной экологической экспертизы.

 Федеральным законом от 25.12.2023 № 673-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Так, скорректирован порядок проведения государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ), уточнены требования к заключению ГЭЭ, порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду.

К вопросам местного значения муниципального, городского округа, муниципального района отнесены организация и проведение общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Отменено требование о представлении заключения ГЭЭ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.


Установлены правовые основания использования лесов для осуществления изыскательской деятельности.

 Федеральным законом от 25.12.2023 № 676-ФЗ внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 8.2 и 10.1 федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Согласно внесённым изменениям, для использования лесов в целях осуществления изыскательской деятельности лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут, а если осуществление такой деятельности не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений, – на основании разрешений органов государственной власти и местного самоуправления в пределах установленных полномочий.

Договор аренды лесного участка для проведения соответствующих работ может быть заключён на срок до одного года.

До 1 января 2026 года допускается использование лесов для осуществления изыскательской деятельности без учёта требований п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.


Установлен порядок оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и апробации её результатов.

 Федеральным законом от 25.12.2023 № 677-ФЗ внесены изменения в закон Российской Федерации «О недрах» и статью 16.1 федерального закона «Об охране окружающей среды».

Также закреплено право пользователей недр (за исключением пользователей недр на участках недр местного значения) по своей инициативе обратиться в уполномоченный орган с заявкой о внесении изменений в лицензию, в случае если установлено наличие в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, не указанных в лицензии полезных ископаемых.

Кроме того, уточнены категории лиц, которые являются плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, в случае признания вскрышных и вмещающих горных пород отходами производства и потребления в соответствии со статьей 23.5 закона Российской Федерации «О недрах».

Нововведения вступают в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением поправок, внесённых в закон «Об охране окружающей среды», вступающих в силу со дня их официального опубликования.


Уточнены требования к организации и проведению общественной экологической экспертизы.

 Федеральным законом от 25.12.2023 № 681-ФЗ внесены изменения в федеральный закон «Об экологической экспертизе»

Установлено, что привлекаемый к её проведению эксперт должен быть аттестован Росприроднадзором, при этом аттестация проводится на безвозмездной основе.

Порядок аттестации, в том числе требования к экспертам, форму заявления об аттестации, перечень областей аттестации в соответствии с объектами государственной экологической экспертизы, положение об аттестационной комиссии, требования к проведению квалификационного экзамена, перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене, условия, при соответствии физических лиц которым их аттестация проводится без квалификационного экзамена, а также порядок формирования и ведения реестра аттестованных экспертов государственной экологической экспертизы устанавливается Росприроднадзором по согласованию с Минприроды России.

Реестр экспертов экологической экспертизы размещается на официальном сайте Росприроднадзора в сети интернет.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.


Внесены изменения в порядок осуществления общественного экологического контроля.

 Федеральным законом от 25.12.2023 № 683-ФЗ внесены изменения в федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Определено, что общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, а также гражданами. Проведение общественного контроля в области охраны окружающей среды на объектах, используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, других объектах, сведения о которых составляют государственную тайну, не допускается.

Кроме того, уточнены требования, предъявляемые к общественным инспекторам по охране окружающей среды, их права и обязанности. В частности установлено, что общественными инспекторами по охране окружающей среды не могут быть лица, признанные иностранными агентами, лишённые в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие гражданство иностранного государства.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), ведётся перечень общественных инспекторов, который является общедоступным и подлежит размещению в сети интернет на официальном сайте указанного органа.


Правительством утверждён порядок выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2023 № 2239 утверждены правила выявления объектов накопленного вреда окружающей среде.

Выявление объектов накопленного вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципальных образований, осуществляется муниципалитетами, а применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление объектов накопленного вреда осуществляется Росприроднадзором или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями.

Выявление объектов накопленного вреда осуществляется путём сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность.

Постановление вступило в силу с 22 декабря 2023 года.


С 1 сентября 2024 года вносятся изменения в правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2023 № 2122 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451.

В частности, установлено, что эксплуатирующая организация обязана, в числе прочего, направить в Росприроднадзор план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Направление плана не требуется в случае, если такой план является составной частью проектной документации, разработка которой предусмотрена законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности и на которую получено заключение государственной экологической экспертизы.

Эксплуатирующая организация направляет план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов любым доступным способом, в том числе в форме электронного документа или в форме электронных образов бумажных документов, посредством использования единого портала госуслуг.

Определена процедура рассмотрения и согласования указанного плана, а также внесения записи о согласовании в соответствующий реестр.


По материалам проверки природоохранной прокуратуры возбуждено уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой при проведении надзорных мероприятий в ходе осмотра территории производственной площадки участка добычи нефти в Пуровском районе выявлен факт порыва шламонакопителя (котлована для сбора и накопления отходов, сточных или технологических вод, образующихся в ходе бурения нефтяных скважин) с последующим растеканием содержащихся в нём отходов бурения на прилегающую территорию.

В ходе проверки установлено, что указанное техногенное событие допущено в результате несоблюдения установленных законом требований сотрудниками нефтедобывающих предприятий и повлекло загрязнение нефтепродуктами земель лесного фонда на площади 9418 м2.

По итогам проверки природоохранным прокурором соответствующие материалы направлены в Пуровский межрайонный следственный отдел СУ СК РФ по ЯНАО для уголовно-правовой оценки, в результате чего следственными органами возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 247 УК РФ (хранение и иное обращение химически веществ и отходов, с нарушением установленных правил, повлекшее загрязнение окружающей среды).

Ход и результаты расследования уголовного дела находятся на контроле органов прокуратуры.


Природоохранным прокурором в судебном порядке приняты меры по обязанию хозяйствующего субъекта оборудовать газоочистительными установками источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой при проведении надзорных мероприятий в сфере исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха установлено, что АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе (с.Яр-Сале, с.Панаевск, с.Салемал, п.Новый Порт, п.Сеяха) эксплуатируются 11 стационарных источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (котельные) в отсутствие установок очистки газа.

По результатам проверки природоохранный прокурор в судебном порядке обратился к указанной организации с требованием обязать оборудовать установками очистки газа стационарные источники выбросов.

Решением суда требования прокурора удовлетворены (не вступило в законную силу), фактическое устранение нарушений и реализация мероприятий находится на контроле природоохранной прокуратуры.

Природоохранная прокуратура ЯНАО.

Фото из группы «Прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа» в соцсети «ВКонтакте».

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх