Главному инженеру инженерно-авиационной службы ОАО «Надымское авиапредприятие» Владимиру Шмелёву 30 июля присвоено звание «Заслуженный работник транспорта ЯНАО». Знак «Отличник аэрофлота» у него был уже в 1985 году, в 2022-м ему вручили Почётную грамоту губернатора ЯНАО.
Причём общий рабочий стаж составил на сегодня 49 лет, 46 из них — на Ямале. А вот трудовая книжка у нашего собеседника «худенькая», всего три даты и записи: слесарь-инструментальщик Куйбышевского механического завода (г. Куйбышеву в 1991 году вернули старое название Самара), курсант авиационно-технического училища гражданской авиации, дальше — Надым. Названия разные, но то и понятно, с 1978-го сколько было реорганизаций у каждого предприятия, дожившего до наших дней.
Куда пойти, друзья подсказали
Училище, конечно, не последнее образовательное учреждение на пути нашего героя, но единственное вписанное в трудовую книжку в качестве рабочего стажа и как отметка о службе в армии, — там была военная кафедра. А позже окончил Самарский государственный университет по специальности «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей».
При знакомстве с биографией Владимира Шмелёва возникает вопрос: родился, вырос и начал трудовой путь в Куйбышеве (Самаре), а поступил в учебное заведение, находившееся в украинском Славянске. Ближе не было? Объясняется всё просто: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Во времена, когда интернета не было, информацию получали от товарищей постарше, кто уже проторил дорожку. Приезжают на каникулы домой, рассказывают — как сдавал экзамены, как идёт учёба. Так и «заражались». Профиль выбрал сам, а куда подавать документы, надоумили друзья.
Планы поступить в Краснокутское лётное не воплотились, не прошёл по конкурсу. Предложили в авиационно-техническое, а в какое лучше поступать, абитуриент Шмелёв уже знал. Обучение ускоренное двухгодичное, на базе 10-х классов. Жизнь по армейскому распорядку: развод, построение, передвижение строевым шагом, занятия.
— Сохранилась фотография, сделанная в курсантскую пору: в форме, лысый, худой. Кому показываю, не узнают.
В Славянск за молодыми перспективными кадрами съехались представители всех авиационных служб СССР. Группу выпускников, куда входил и Шмелёв, распределили в Салехард. Следующий пункт назначения — Надым. Три дня ожидания допуска и пропуска, ведь тогда это была режимная зона, абы кого не пускали. А затем — 46 лет надымского стажа на различных должностях на разных (по названиям) предприятиях.
На ночлег — в красный уголок
Собеседник вспоминает первые впечатления по приезде в Салехард: бараки, деревянные тротуары, бледные северные краски — «куда мы попали!». За год до этого молодой специалист женился, поэтому прибыл с супругой. Сравните наши края и тёплое Поволжье, оцените глазами жителя Самары и поймёте ощущения второй половины: за мужем как декабристка! Надым на контрасте с Салехардом стал сюрпризом — пятиэтажные каменные дома, современная архитектура, городок XX века.
Приехали втроём, если точнее, три семьи. Одним дали вагончик, а Шмелёвы и ещё пара сначала жили в красном уголке предприятия с группой других прибывших специалистов. Бытовые проблемы со временем решились, в профессиональном смысле постоянное движение вперёд: авиа-механик, авиатехник, инженер-контролёр, старший инженер, главный инженер.
Должности серьёзные, но самая тяжёлая ноша у главного инженера, у того зона ответственности чуть меньше, чем у руководителя. Да и случись что, (на любом предприятии, тем более связанном с эксплуатацией летающей техники и безопасностью пассажиров), спрашивают в первую очередь с него. Владимир Николаевич поясняет:
— Я — заместитель начальника службы, главный инженер инженерно-авиационной службы. Раньше была должность заместителя начальника службы и отдельно — главного инженера. Сейчас объём перевозок снизился, и эти две функции объединили. Главный инженер должен быть обязательно: много механизмов, оборудования и прочего. Администрирование плюс эксплуатация техники, забот хватает.
Акцентировал: не путайте с главным инженером аэропорта — это другой человек, другая должность и ответственность за происходящее на аэродроме.
И отечественные, и иномарки
За трудовую деятельность Владимир Шмелёв освоил техническую эксплуатацию авиационного и радиоэлектронного оборудования вертолёта Ми-8 и почти всех самолётов российской разработки, защитил сертификаты на оперативное техобслуживание авиации марок «Ан», «Як», «Ту» и нескольких иностранных: «Боинг», «Эйрбас», «Суперджет», «Эмбраер». Собеседник поясняет: наличие сертификата обуславливает то, что специалист имеет право обслуживать этот конкретный тип воздушного судна самостоятельно, без постороннего вмешательства. Причём, учитывая сферу деятельности, контроль трёхступенчатый. Сертификат должен быть у техника, обслуживающего оборудование, у контролёра и старшего или главного, инженера. И ответственность несут тоже на всех трёх ступенях.
Серьёзное ДТП случилось в 1985 году. Ан-2, вылетевший на лесное патрулирование, потерпел крушение в районе Ярудея. Правда, не по причине ненадлежащего технического обслуживания, а из-за ошибки пилотирования. Там рядом с остатками лагеря 501-й стройки была взлётная полоса тех же времён. Увидев какой-то непорядок, экипаж, два лётчика и пилот-наблюдатель, решили сесть. При посадке одна сторона шасси попала на полосу, а вторая запрыгала по кочкам. В определённый момент колесо просело, самолёт закрутило, и он перевернулся. Никто не пострадал, самолёт не загорелся, так и нашли потом в перевёрнутом виде.
По заданию требовалось забрать хвост и фюзеляж, восстановить «кукурузник», чтобы тот смог взлететь, сделать контрольно-испытательный полёт и долететь на завод-изготовитель, где решат дальнейшую судьбу — вернуть на аэродром или перевести в утиль. Владимир Николаевич участвовал в разборке и транспортировке с Ярудея, и, как инженер смены, в восстановлении. Вспоминает неприятные ощущения от посещения бараков лагеря, хоть и день был солнечный. Крылья остались на «аэродроме» сталинской стройки, а «потерпевшего» транспортировали на завод. Оттуда он не вернулся — срок эксплуатации уже и так подошёл к предельному, видимо, списали.
К взлёту готовим!
Слушая рассказ об этом происшествии, автор вспомнил, как недоумевал в 2016 году, оказавшись на Ярудее с надымским историком и археологом Вадимом Гриценко: откуда здесь крылья и другие обломки самолёта? Ведь никаких свежих новостей о крушении не публиковалось. Оказывается, то дела давно минувших дней, тогда, в 1985-м полоса ещё не заросла березняком. А в 2019 году, когда на Щучьем работала совместная, студентов Тюменского, Женевского и Лозаннского университетов, экспедиция, доктор биологических наук и директор ТГУ Андрей Соромотин показывал местным журналистам снимок, сделанный с квадрокоптера. На нём видна берёзовая рощица, растущая ровной, как стрела, полосой, так что сегодня там сесть, даже правильно пилотируя, не удастся. Профессор тогда задался вопросом, почему лес вырос точно по геометрии «взлётки», и предположил, что если тщательней исследовать взаимосвязь явлений, можно решить проблему восстановления оленьих пастбищ («РН», № 34 от 23 августа 2019 года).
Возможно, учёные подошли к решению этой задачи, а технарям теоретизировать некогда, практической работы хватает. И учёбы тоже: сертификат на оперативное обслуживание каждой из перечисленных выше моделей самолётов выдаётся после прохождения курса обучения. На счету нашего собеседника несколько рацпредложений, улучшающих КПД оборудования или повышающих безопасность персонала при его эксплуатации, он разработал проект тёплого укрытия для спецтехники, организовал строительно-монтажные работы 1 этапа.
Немного о личном: в счастливом браке уже 47 лет, дети взрослые. Дочь — врач-терапевт, сын работает в IT-отрасли, живёт в Самаре, хотя профессия сама по себе географически не привязана, просто там учился и город нравится.
— Семейный стаж солидный! Через 3 года получите вознаграждение к 50-летнему юбилею совместной жизни?
— Да не знаю, как это? Прийти сказать — дайте награду?
Рассказывая об увлечениях, Владимир Николаевич отмечает: раньше был охотник и рыбак, сейчас только рыбак. То, что может потребоваться: лодка с мотором, машина, гараж, где хранится всё необходимое, — в наличии. Супруга Галина Николаевна не «заразилась» рыбной ловлей, любит собирать грибы и ягоды.
— Да и дома всё делаю сам, не вызываю электриков, сантехников. Слова «не умею» не говорил никогда. Только электроники, конечно, это не касается, это не моё. Ещё люблю возиться с моделями самолётов. Правда, времени не всегда хватает.
Насчёт ремонта по дому сомнений нет: если человек знает, как починить «Боинг» и Ту-154, то с подключением люстры уж как-нибудь разберётся. А мы можем спокойно садиться на борт вылетающего из Надыма самолёта: проверено, работали профессионалы.


Фото автора и из личного архива Владимира Шмелёва.