Мария Тимофеевна Шальнева, ефрейтор 87-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона, регулирует движение военной техники на площади Александерплац. Германия, Берлин, 2 мая 1945 года.

Регулировщица на стылых дорогах войны

От редакции

1 марта 2025 года газета «Рабочий Надыма» отметила свой 50-летний юбилей. Полвека — солидный возраст: нам есть что рассказать, чем поделиться. Садитесь поудобнее — вспомним былое вместе. В 1975 году вышел первый номер издания, который стал отправной точкой увлекательного путешествия читателей и сотрудников редакции по необъятному миру информации. Издание было зарегистрировано как печатный орган Надымского горкома КПСС и городского Совета депутатов трудящихся. С тех пор на свет появились более шести с половиной тысяч выпусков районной многотиражки.

За прошедшее время менялся формат газеты, периодичность, тираж, сотрудники редакции, но все эти годы неизменным оставалось одно — верность принципам и канонам журналистики, среди которых актуальность, достоверность, объективность и правдивость. За плечами коллектива в разные годы — победы в конкурсах различных уровней. Ежегодно на протяжении семи последних лет наше издание входит в «Золотой фонд прессы».

В юбилейный год мы предлагаем читателям познакомиться с архивными статьями старейшего издания Надымского района, окунуться в атмосферу прошлых лет, узнать, чем жил город и его жители, какие события волновали общественность и являлись центральными на страницах газет, как работали наши журналисты. Итак, включаем машину времени.

Эта статья от 15 апреля 2010 года, она о победе, о вере, о молодости — о военной молодости

Галина ПЕРЧИК

Эту женщину помнят многие надымчане. Каждый год в День Победы Мария Яковлевна Красильникова была в одном ряду с нашими ветеранами Великой Отечественной войны. Два года назад так же стояла у Вечного огня, тяжело опираясь на трость, получала из рук мальчишек и девчонок цветы, принимала поздравления, улыбаясь в ответ, а глаза блестели слезами… В прошлом году не пришла и уже не придёт. Но именно ей в числе других фронтовиков благодарны люди за Великую Победу, в которую она внесла свой немалый вклад. Теперь мы с теплотой вспоминаем встречи с Марией Красильниковой, ветераном войны, в последние годы жизни, пока позволяло здоровье, она с готовностью откликалась на просьбы журналистов, вспоминала, рассказывала о тех страшных военных годах прошлого столетия.

…Война неожиданно ворвалась в мирный воскресный день страны 22 июня 1941 года. И сразу вчерашняя жизнь осталась счастливым воспоминанием для миллионов человек, а суровая действительность нового дня стала первым из долгих 1 418 военных дней и ночей. Самая прекрасная пора человека — юность, у Марии Яковлевны она пришлась на эти самые страшные тяжёлые годы. После восьмого класса 16-летняя девочка, перед которой только открывались все пути во взрослую жизнь, оказалась в самой гуще тревожных событий. Это было в Воронежской области, когда фронт подходил к самому дому. И Маша вмес­те со взрослыми женщинами рыла оборонительные окопы и противотанковые рвы.

— Уже тогда не все девчата вернулись домой, — вспоминала Мария Яковлевна, — бомбёжки были ежедневно.А в город прибывали и прибывали раненые солдаты. Их размещали в больницы, школы, и юные девушки после изнурительного, до кровавых мозолей, труда на окопах успевали ухаживать за ранеными в госпитале.

Едва исполнилось восемнадцать, как Марию мобилизовали в армию. После короткого обучения была направлена на Третий Украинский фронт и служила регулировщицей на дорогах войны. Там она изучала и географию мира: Украина, Молдавия, Румыния, Югославия, Болгария, Венгрия. Долгие военные дороги. Пыльные, разбитые, очень трудные, длиной в два года.

Это только в кино можно было увидеть сияющую улыбкой, в ладно сшитой нарядной форме девушку-регулировщицу. А в той военной жизни всё было иначе: на хрупких плечах тяжёлый карабин, словно свинцом налитые, усталые ноги, сосредоточенные лица и бесконечная вереница машин. Их надо было проверить и отправить на фронт. И так круглые сутки. Землянки, где тускло горели свечи в гильзах-подсвечниках.

Ветераны могут по возрасту не помнить о том, что было вчера, но с точностью до дней и часов — всё то, что произошло с ними в далёкие военные годы.

— Мы, регулировщицы, шли за фронтом, — рассказывала Мария Яковлевна. — Стою как-то на посту, один земляк узнал, поздоровался: «Мы едем на фронт. Буду жив — встретимся». Не встретились. Грустно было, девчонки ведь ещё. Большие расстояния преодолевали пешком. А паёк — четыре коробочки молотого гороха, пять кусочков сахара и пять сухарей. Когда появлялись в доме, любая хозяйка накормит — чем богата, тем и рада. В Молдавии одна женщина молоком поила, отдала нам хату, а сама переехала жить в сарай. У неё были зарыты два мешка семечек, жарила их и подкармливала нас, чтобы не голодали. Регулировщиц на посту было трое. Стояли круглосуточно, сменяя друг друга. Случалось, в нас стреляли. Промерзали до кос­тей, особенно ноги, начинаешь раздеваться, невозможно портянки отод­рать. Было трудно, но жила в людях вера, воплотившаяся в простые как истина слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». В победу верили вопреки зловещим фактам гигантских потерь людей, территорий. Эта вера помогала нам, женщинам…

Победу встретила в Вене. Ликование, надежда, мечты… И снова дорога, но уже домой, в родную Петропавловку, что в Воронежской облас­ти. Повидалась с родными, отогрелась в отчем доме. А дальше судьба занесла её в Волгоградскую область. Город на Волге был основательно разрушен. Именно там в то время требовались молодые сильные руки.

И снова она там, где трудно. Долго жива была фронтовая терминология: передовая труда, фронт работ. И Мария опять была на передовой. Здесь встретила свою любовь. Вышла замуж, родила дочь. Дом, работа — всё как у людей. Не смущало, что слишком мала была квартирка — всего-то 16 квадратных метров. Да и кто жил в то время лучше? Но главное — умели веселиться, радоваться жизни.

В 1980 году М. Я. Красильникова приехала в Надым к дочери. Думала, в гости. Понравилось. Восемь лет проработала в объединении «Надымгазпром». Здесь её проводили на пенсию. Мария Яковлевна с благодарностью вспоминала свой коллектив. В ООО «Газпром добыча Надым» помнят ветеранов, до сих пор заботятся о них, устраивают праздники.

В последнее время мы много и часто говорим о незащищённости старшего поколения, тех, на чью долю выпала нелёгкая работа — защищать Родину от врага. А как живётся им в нашем городе?

— Совсем неплохо, — утверждала Мария Яковлевна. — Мы чувствуем заботу администрации, медиков. На мой взгляд, к ветеранам войны в Надыме относятся очень доброжелательно. Приятно чувствовать заботу о себе, ведь сразу после войны такого уважения к фронтовикам всё-таки не было.

…Немногословно и неторопливо рассказывает Мария Яковлевна о себе, о таких, как она, честно выполнивших свой долг. И ни разу не обмолвится о награде, а на груди — орден Великой Отечественной войны как знак памяти и благодарности живых.

Пройдут года, улягутся политические бури, умы новых поколений будут волновать новые жгучие вопросы, но не исчезнет чувство благодарной памяти о воинах Великой Отечес­твенной, от маршала до скромной регулировщицы Марии Яковлевны Красильниковой. Самым молодым фронтовикам сегодня уже далеко за восемьдесят. Один за другим уходят от нас ветераны. Дорогой ценой досталась долгожданная Победа, в пламени войны погибли десятки миллионов. Прошло 70 лет, выросли и возмужали новые поколения, обесценились одни ценности, в чести стали другие. Но до сих пор мы собираем документы, создаём музеи, сооружаем монументы, ищем пропавших без вести, стараемся не забывать памятные даты и славные имена. Запомнились слова этой скромной, но такой светлой женщины в пос­леднюю нашу встречу:

— Сегодня мне восемьдесят пять. И ничего не поделаешь с тем печальным обстоятельством, что нам скоро предстоит уйти… Так же, как осыпаются листья поздней осенью. И нет такого средства, чтобы этот печальный исход остановить. Пусть живут теперь за нас нынешние мальчишки и девчонки, пусть будут счастливы.

Фото Евгения Халдея с сайта waralbum.ru.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх