Биографический очерк в честь 80-летия Дмитрия Верендеева.
Он очень любил свою родину Чувашию, ямальский Север и ненцев.
В далёкой глухой деревушке со странным названием Вторые Ялдры Шумерлинского района в Чувашии 2 января 1941 года в многодетной крестьянской семье родился мальчик. Назвали Митей. В те времена в Чувашии люди жили очень бедно, и маленький Митя помогал родителям вести хозяйство: пасти корову, нянчить младших, ловить рыбу в прудах, ходил в ночное… Шустрый мальчишка успевал везде и всюду. При этом в школе он был лучшим учеником. Отличником. В старших классах стал одним из самых результативных спортсменов. Спустя многие десятилетия о детстве маленького Мити —Дмитрия Петровича Верендеева, ямальского и российского писателя — семь рассказов напишу я, его жена-писательница. Через несколько лет, уже после смерти мужа, за этот «Деревенский цикл» сообщество писателей мира вручит мне всемирную литературную премию им. Юхмы.
Дмитрий Верендеев, имея высшее образование, работал во многих республиках СССР, строил газопроводы, электростанции на крупных месторождениях Самотлора и Ямала. Будучи высоким профессионалом (тогда принимали только таких), попал в Севертрубопроводстрой, стал в этом могучем тресте одним из лучших сварщиков.
Однажды судьба забросила его в посёлок Пангоды. У неказистого домика, в котором располагался аэропорт, произошла наша случайная, ничего не значащая встреча. По непонятному совпадению мы оказались в одном вертолёте, летевшем в Надым. До города добирались в одном рейсовом автобусе. Тогда я была молодой и очень даже симпатичной, он молча посматривал на меня. Говорят, случайных встреч не бывает. Через два дня столкнулись на улице: он искал контору треста. Так мы познакомились. Букетно-конфетного периода не получилось. На первом же свидании Дмитрий предложил мне свою руку и сердце! Это была любовь с первого взгляда! И в тот же день он повёл меня в загс города Надыма, чтобы подать заявление. Была весёлая свадьба. Жених был очень видным, интересным мужчиной…
Так в ноябре 1978 года Дмитрий Верендеев и я стали мужем и женой. И никогда об этом не жалели, все радости, горести, печали делили пополам. Были счастливы и шли рука об руку по жизни… Дмитрий Петрович очень оберегал свою жену, почти все заботы по дому и всем крупным делам брал на себя, хорошо понимая то, что я занимаюсь важными делами, помогаю людям, пишу книги.
С мужем мы прожили 33 года. Он ушёл от меня… в мир иной в 2011 году. Я всегда была занята общественными делами, много ездила, путешествовала, писала, исполняла обязанности депутата госдумы ЯНАО. Вся эта суетная жизнь долго держала меня в неведении, я просто не догадывалась, что рядом со мной незаметно вырос талантливый писатель.
Свой первый рассказ «Вкус хлеба» Дмитрий Верендеев напечатал в журнале «Ямальский меридиан», который возглавлял и издавал известный всему Ямалу писатель Роман Прокопьевич Ругин. Позднее в этом же журнале вышли рассказы мужа «Чужак», «Не ожидал» и другие. Настоящий корифей ямальской литературы Роман Ругин как-то сказал мне буквально следующее: «Нина Николаевна, как же вы не знали о том, что рядом с вами вырос такой замечательный, талантливый писатель?!» Это было настоящее признание!
Первая книга Дмитрия Верендеева «В ногу со временем» вышла в издательстве «Известия» в Москве. Книги российского, чувашского писателя Дмитрия Верендеева «В ногу со временем», «Чужак», «Пути-дороги», «На волнах судьбы», «Живой взгляд непричёсанной публики» и другие имели большой спрос и успех у читателей не только на Ямале, но и в Чувашии, других республиках. Его произведения читают на литературных сайтах и особенно на известном национальном сервере современной литературы проза.ру.
Дмитрий Петрович работал над своими рассказами, воспоминаниями, повестями и романом «Пути-дороги» очень тщательно. Вокруг него всегда лежали справочники, словари, какие-то зарисовки, рисунки. Книга Верендеева «Избранное», которую он написал за год до своей смерти, была издана администрацией Надымского района большим тиражом, за что я очень благодарна.
Он брал сюжеты из жизни. Дмитрий часто повторял: «Жизнь богаче любого сценария!». Особое место в его жизни и творчестве занимал ямальский Север, уникальный ненецкий народ в антипаютинской тундре, сохранивший свою культуру и образ жизни до нашего XXI века. Дмитрий Петрович после двух лет совместной жизни с ненецкой женщиной уже свободно говорил на её родном языке, знал почти всех жителей тундры и посёлка Антипаюта Тазовского района. Зимой и летом ездил в тундру на мою родину, общался с оленеводами и рыбаками, сам управлял оленьей упряжкой, ходил на охоту и рыбалку с родственниками-тундровиками. Иногда ночами караулил оленей в стадах, ездил за дровами, учился делать нарты, любил всё то, чем жил ненецкий народ. У него всегда были новые малицы, сооки (зимняя одежда поверх малицы в студёную погоду), кисы и всё, что полагается в тундре… Оленеводы любили своего луца ий (русского зятя) и всячески помогали ему освоиться в тундре.
Он очень много писал о своей малой родине Чувашии, хотя давно там не жил, а приезжал только в отпуск. Но прекрасно владел своим родным чувашским языком. Сейчас в Республике Чувашия в Чебоксарах во многих городах и районах Дмитрия Верендеева читают, устраивают выставки, проводят читательские конференции, издают его произведения и книги. Писатель изображал жизнь с наблюдательностью художника. Потрясающие страницы посвящены красивой природе Чувашии, традициям и обычаям древнего народа, его трудолюбивым людям. Ещё при жизни малая родина — Чувашия — высоко оценила дар одного из своих талантливых сыновей. Дмитрий Верендеев получил две престижные премии за своё творчество и большой вклад в чувашскую российскую литературу: премию имени Талвира и государственную премию Яковлева. Также он стал членом союза писателей Чувашской Республики и членом союза сообщества писателей мира.
Творчество Дмитрия Верендеева — это мужской взгляд на жизнь, он мастерски изображал её без прикрас: суровая действительность предстаёт в его произведениях такой, какая она есть. В его рассказах и повестях много лирики, описаний прекрасной природы, человеческих причуд, характеров и неожиданных героев, трепетного отношения к родителям. А ещё есть любовь к родине, к Ямалу, ко всему живому на свете. И есть Любовь к женщине. Последняя его книга —это книга о моей жизни и творчестве «Нина Ядне», выход в свет которой он уже не увидел…
Его творчество изучают известные писатели и литературоведы России.
Он был полон энергии, творческих планов и замыслов, верил в лучшее будущее, но болезнь внезапно оборвала жизнь дорого мне человека, писателя. Дмитрий Петрович похоронен на кладбище Надыма.
Фото предоставлено надымским литобъединением
Нина Ядне,
член союза российских писателей,
лауреат всемирной литературой премии
имени М. Юхмы.