Салехард в 40-е, как и вся страна, жил непросто. При этом в городе шли кинопоказы и спектакли, устраивались выставки и концерты — люди старались хоть на время забыть о невзгодах, воспрять духом.
В начале лета 1941 года Салехард ожидал гастроли украинского театра музыкальной драмы и комедии. Как писала газета «Красный Север», труппа прибывала в город двадцатого июня и должна была за месяц дать шестнадцать спектаклей и четыре детских концерта. Первый спектакль «Ой, не ходи, Грицю, тай на вечорниці» по пьесе драматурга Михаила Старицкого был намечен на 23 июня. 22-го началась Великая Отечественная война.
— О возвращении театра и речи быть не могло, — отмечает старший научный сотрудник сектора новой и новейшей истории окружного музея им. И. С. Шемановского Герман Бардин. — Актёры остаются работать в Салехарде. Спектакли идут в Доме ненца почти каждый день, показывают «Вия», «Майскую ночь», «Сорочинскую ярмарку», «За двумя зайцами»… Стоит сказать, что в июле 1941 года Совнарком РСФСР «в целях наибольшего и лучшего обслуживания трудящихся зрелищными предприятиями» вынес решение о снижении цен на театральные билеты. Во исполнение этого решения в украинском театре музыкальной драмы и комедии цены на билеты установлены от 2 до 5 рублей вместо ранее существовавших от 3 до 7 рублей.
Спустя год в городе был создан драматический театр Крайнего Севера. Один из первых его спектаклей был поставлен по написанной в том же 1942-м пьесе Константина Симонова «Русские люди», раскрывавшей всю тяжесть и боль военного времени. За первый театральный сезон спектакль показывали десять раз.
ФАШИСТОВ — НА СЪЕДЕНИЕ КОМАРАМ
По сохранившимся театральным и киноафишам можно проследить, как со временем менялся репертуар, больше становилось героических спектаклей и фильмов, причём кино гораздо быстрее приспособилось к требованиям войны. Надо было поднять боевой дух народа, укрепить веру в победу, поэтому уже с осени 1941 года в Доме ненца, клубах консервного комбината и лесозавода демонстрируются художественные фильмы «Щорс», «В тылу врага», «Юность Максима», «Суворов» и другие. Чуть позже на экраны страны выходят «Оборона Царицына» — о событиях 1918 года, «Партизаны в степях Украины».
Но хоть репертуары театра и кино изменились, в них осталось место для комедий, мелодрам, детских фильмов. Помимо игровых лент салехардцам показывали документальные: «Ленинград в борьбе», «Разгром немецких войск под Москвой», «Сталинград», «Про конвоирование военнопленных немцев через Москву», выпуски «Союзкиножурнала» о происходящем на фронтах. Жительница города Маргарита Ефимовна Ермакова, которой на начало войны было 14 лет, вспоминала: «Смотрели мы на экран, и такая ненависть нас охватывала! Хотелось схватить фашиста, привязать к дереву и чтобы его комары и мошки заели. Страшнее пытки мы, северные дети, не знали».
Перед спектаклями и кино, а также после просмотров устраиваются танцы под духовой оркестр, под баян и радиолу. В город с гастролями приезжает омская областная филармония, даёт концерты Герман Гауфлер, блестящий пианист, выпускник ленинградской консерватории, сосланный в Салехард из-за немецкой фамилии. Организуются литературно-музыкальные вечера и вечера классической музыки. Концерты устраивались не только в клубах, часто артисты сами выезжали к зрителям.
Так, в 1943 году коллектив драматического театра Крайнего Севера «обязался наладить в часы обеденных перерывов и после работы культурное обслуживание рабочих промышленных предприятий города». Выступали в корпусном цехе судоремонтной базы и в бондарном цехе лесозавода. В программу концерта входили частушки и рассказы, танцевальные номера, выступление аккордеониста.
УТРОМ — РАБОТА, ВЕЧЕРОМ — СЦЕНА
В городе активно развивалась художественная самодеятельность. В 1943 году при клубе консервного комбината появился ансамбль песни и пляски. Коллективы окрздравотдела, поликлиники и больницы организовали при Доме санпросвета хоровой и драматический кружки. Дом ненца начал запись на занятия балетом и уроки по вокалу. Есть документальные свидетельства того, что в 1943–1944 годах в Салехарде по весне проводились смотры художественной самодеятельности трудовых коллективов и учебных заведений с целью проверить, как перестроились кружки в дни войны, как отражают они в своём репертуаре оборонную тематику, готовы ли к обслуживанию рабочих и рыбаков во время предстоящей путины.
Участие в смотрах приняли 360 и 485 человек соответственно, в 1944 году выступления посмотрели три тысячи зрителей. Лучшим коллективам и исполнителям вручались почётные грамоты и премии. Ярким событием 1944 года стало создание сводного хора, который исполнил на смотре новый государственный гимн Советского Союза, пришедший на замену Интернационалу:
…Мы армию нашу растили в сраженьях.
Захватчиков подлых с дороги сметём!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведём!
Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!
Артисты-любители принимали активное участие в культурной жизни города. Ставили спектакли, проводили детские утренники, давали концерты, выступали на новогодних балах. Сборы от большинства представлений отдавали, как и труппа театра, в фонд обороны, в фонды помощи семьям военнослужащих и детям погибших фронтовиков, на строительство танков.
ПОКАЖЕМ И НАУЧИМ
Ещё одним крупным очагом культуры в городе наряду с Домом ненца являлся окружной краеведческий музей. При том, что работали в нём всего три человека: директор, он же научный сотрудник и экскурсовод, библиотекарь-счетовод и техничка, жизнь учреждения была насыщенной. Сотрудники занимались библиографической работой, пополнением фондов, организацией стационарных и передвижных выставок. Как следует из отчёта директора Василия Семёновича Денисенко, в сентябре 1941 года в музее открылись выставки «Великая Отечественная война» и «Героическое военное прошлое русского народа». В 42-м музей разместил в Доме ненца выставки, посвящённые жизни и деятельности В. И. Ленина, 24-й годовщине образования Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), Международному коммунистическому женскому дню. В мае того же года в здании олентехникума работала сельскохозяйственная выставка, приуроченная к весеннему севу. Её музей организовал совместно с зональной станцией, чтобы «показать широким трудящимся массам, какие овощи и картофель лучше выращивать в наших условиях, как готовить семена к посеву, обрабатывать почву, ухаживать за растениями и т. д.».
КНИГИ — В КАЖДЫЙ ДОМ
Неизмеримо выросло в годы войны значение библиотек. В сентябре 1941 года вышел специальный приказ Наркомпроса РСФСР, в ведении которого до 1945 года находились культурно-просветительные учреждения, «О работе политико-просветительных учреждений в военное время», согласно которому Дома культуры, музеи, избы-читальни, библиотеки рассматривались как центры агитационно-массовой и культурно-просветительной работы. Менялось содержание, формы и методы работы. Не стала исключением и салехардская библиотека.
— С первых дней войны у салехардцев возрос интерес к оборонной и антифашистской литературе, — рассказывает Герман Бардин. — Сотрудники учреждения тогда отмечали, что произведения антифашистских писателей Лиона Фейхтвангера, Вилли Бределя, Генриха Манна, Фридриха Вольфа, Карла Биллингера и других почти не возвращаются на библиотечные полки. Всегда на руках также книги о Гражданской войне и о героических страницах русской истории, например, «Война и мир» Льва Толстого, «Севастопольская страда» Сергея Сергеева-Ценского, «Ледовое побоище» Самсона Глязера.
В своей работе библиотекари обязались не ограничиваться простой выдачей книг по требованию читателя, а активно пропагандировать оборонную и антифашистскую литературу, рекомендовать не только художественные произведения, но и публицистику, разоблачающую фашизм, специальную военно-техническую литературу. Библиотека проводит читательские конференции и литературные вечера, главная тема — героизм советских людей на фронте и доблестный труд в тылу. Организуются книжные и фотовыставки, посвящённые выдающимся русским полководцам, учёным, писателям, художникам, композиторам. Особую значимость в эти годы приобретают передвижки, их организация даёт возможность максимально приблизить книги к читателям.
Осенью 41-го под руководством библиотеки работают одиннадцать передвижников и красноугольцев.
В посёлок Пельвож и другие близлежащие населённые пункты отправлены комплекты книг: произведения классиков и советских писателей, военная и техническая литература.
БИБЛИОТЕКА — ФРОНТУ
С самого начала войны работники учреждения приложили все силы, оказывая помощь фронту. Заведующая библиотекой Мария Афанасьевна Прибыльская сообщала в декабре 1941 года: «…досрочно оплатили подписку на заём в сумме 1 060 рублей, отчислили двухдневный заработок на постройку авиаэскадрильи «Омский комсомолец». Помимо этого, все работники библиотеки ежемесячно отчисляют однодневный заработок в фонд обороны. Успешно прошла среди служащих библиотеки и реализация билетов денежно-вещевой лотереи. Библиотекарь тов. Кальных подписалась на 90 руб. при окладе в 340 руб., уборщица т. Самойлова подписалась на 25 процентов к зарплате. Общая сумма подписки составляет 25 проц. к месячному фонду зарплаты. На днях работники библиотеки сдали в комиссию по приёму посылок свои новогодние подарки бойцам Красной армии. В их числе 2 свитера, носовые платки, носки и другие вещи».
— Городская библиотека инициировала сбор книг для госпитальных библиотек, что нашло горячую поддержку у салехардцев, — отмечает историк. — Только за две недели начиная с 13 декабря 1941 года в библиотеку поступило 500 книг самого разного содержания. Их отправили в Тюмень для распределения по госпиталям. Сбор продолжился и дальше.
В годы войны люди, по большому счёту, оставались такими же, какими были до неё: тянулись к прекрасному, мечтали о праздниках, хотели маленьких радостей и событий. И учреждения культуры помогали им не забыть, что такое жизнь без разрухи, голода, смерти.
Фото предоставлено МВК им. И. С. Шемановского
Журнал «Ямальский меридиан» (№ 1, январь, 2021 год)