По новой дороге за новыми друзьями

Утром 8 января из Надыма стартовала необычная для зимнего антуража процессия: мотоцикл с коляской, квадроцикл и автомобиль с прицепом. На этой технике четверо северян в 30-градусный мороз сначала успешно преодолели 344 километра до Салехарда, а через два дня вернулись обратно.

И сделали вывод: добраться из нашего города в столицу Ямала по новой автодороге проще и безопаснее, чем по действовавшему раньше зимнику. О сложностях путешествий по накатанной снежной колее отважная четвёрка знала не понаслышке: в разные годы и с разным успехом они уже проделывали подобный путь.

НЕ ВПЕРВОЙ

— Для нас это и путешествие, и встреча друзей. На Ямале 9 месяцев зима, поэтому мотоциклисты собираются редко. Например, Арину я последний раз видел летом, когда мы приезжали в Надым, — рассказал инициатор путешествия новоуренгоец Сергей Михайлов, который в далёком 2014 году ездил в Салехард на квадроцикле.

48-летний представитель российского мотоциклетного движения Al-Kashi впервые сел на мотоцикл ещё в детстве. К настоящему моменту он сменил уже шесть или семь железных коней. Сейчас его любимчик — недавно приобретённая Honda 1990 го­да выпуска. Этому японскому байку и выпала честь доставить Сергея в окружную столицу.

Надымский фотограф Арина Мельникова, выбирая между машиной и квадроциклом, остановилась на последнем. Состоявшаяся поездка в город на Полярном круге стала для неё второй, первую она совершила в 2013 году на собственной «Ниве» как водитель машины сопровождения и участник II мотоэкс­педиции «Только на Север». Вновь став единственной девушкой среди зимних мотопутешественников, она взяла с собой в региональную столицу флаг созданного в Надыме осенью объединения MotoToxikoZ. Не остался дома и Аринин фотоаппарат. Его погрузили в машину Сергея — внедорожник с прицепом. В последний (если что) планировали грузить и забарахлившую технику. Управление джипом взяли на себя жители Нижневартовска Дмитрий Кашун и Руслан Ахмалетдинов, опытные мотоциклисты, члены Al-Kashi, участники нескольких мотопробегов. В этот раз на их плечи легли сопровождение и техническая поддержка ямальцев.

— Мне нравится сюда ездить: встречи с друзьями, новые знакомства, красота северной природы. Да и возможность была. Мы ещё в прошлом году хотели до Салехарда доехать, но дальше Надыма не получилось из-за погодных условий, — объяснил почти двухметровый бородач в вязанной шапочке в чёрно-жёлтую полоску, известный в кругу мотолюбителей как Дима-Билайн.

В наступившем 2021 году и метеоусловия оказались более благоприятными, да и вместо зимника под колёсами — капитальная дорога. Тем не менее путешествовать по ней на традиционно летнем транспорте всё-таки большой риск.

— Если бы было страшно, я, наверное, не поехала бы, — отметила Арина. — Но адреналин, конечно, чувствуется. Больше всего беспокоит, как техника поведёт себя на морозе. По междугородним маршрутам зимой на квадроцикле я ещё не ездила, только по городу.

Так, в эти новогодние каникулы она участвовала в акции «Мото Дед Мороз». Для этого вместе с другими владельцами байков они нарядились в костюмы сказочных персонажей, опутали сетями мишуры и иллюминации свою технику и отправились поздравлять детишек с праздниками. Теперь, готовясь к путешествию, светодиодную гирлянду пришлось снять: тоненькие провода обязательно лопнули бы на морозе. А на зимней дороге времени на их демонтаж просто не было. Впрочем, блёстки остались. Вместе с ними Арина и выехала в Салехард. Позже она удивится, что это хрупкое украшение почти полностью уцелело после 800-километрового путешествия.

ВИЖУ ЦЕЛЬ, ВИЖУ ПРЕПЯТСТВИЯ

Ветер, мороз, большой километраж, возможность перемётов и метелей, отсутствие телефонной связи, пунк­тов обогрева и заправочных станций на протяжении почти 350 километров — вот неполный перечень испытаний, поджидающих мототуристов на пути из Надыма в столицу Ямала. Поэтому главная задача при подготовке к путешествию — сделать всё, чтобы справиться с ними с наименьшим дискомфортом.

Для начала не предназначенная для длительных зимних поездок техника подверглась тщательному «предполётному» техобслуживанию. Заменили антифриз, в двигателях и редукторах — масло, на колёса мотоцикла установили шипованную резину. Для борьбы с обледенением ног к соответствующей части техники приладили специальные щитки из нескольких слоёв блестящего теплоизоляционного материала, которые издалека можно принять за латы доспехов средневековых рыцарей. Этот романтичный образ гармонично дополнили огромные прикреплённые к рулю рукавицы. У Сергея они самодельные, сшитые из ватника, а у Арины — заводского изготовления.

— Мне их подарил Юрий Мордовкин, который круглогодично путешествует на мотоцикле, — продемонстрировала презент девушка. — Специально для этой поездки я купила на квадроцикл лобовое стекло и заказала мотошлем с подогревом. Но его ещё не доставили, пришлось взять у друзей — водителей снегоходов. Подключу его к аккумулятору, и визор (стеклянная часть шлема, — прим. авт.) не будет замерзать.

Кроме того, Арина на всякий случай взяла с собой валенки и дополнительную тёплую куртку, которую можно накинуть поверх уже надетых пуховика, лыжного костюма и трёх свитерков. А поддерживать моральный дух автоледи доверила дочкиной игрушке.

Сергей утеплился двумя комплектами термобелья, «кучей кофт» и комплектом спецодежды. По его мнению, главный принцип составления гардероба зимнего мототуриста — многослойность. Именно она гарантирует сохранение тепла, а значит, и здоровья.

К своему двухколёсному другу новоуренгоец прикрепил коляску, в которой прочно установил дополнительный автомобильный аккумулятор. А заодно присоединил к рулю обычный уличный термометр для измерения температуры воздуха.

— Это прибор для успокоения души. Во время поездки он всегда точно показывает, почему мне холодно, — со смехом объяснил Сергей, залил под завязку мото- и квадробензобаки и возглавил колонну путешественников.

ЭХ, ДОРОГИ!

Путь из Надыма в Салехард занял у мототуристов больше семи часов. Изначально средняя скорость кортежа была 50–60 километров в час. Примерно через треть пути у мотоцикла начал капать антифриз. Пришлось Сергею погрузить «Хонду» в прицеп, а самому пересесть в автомобиль. Два оставшихся транспортных средства добрались до ямальской столицы с остановками на отдых и дозаправку, но без форс-мажоров. Ближе к пункту назначения, около Лысой горы, поднялся боковой ветер, заставивший путешественников быть максимально осторожными, кроме того, здесь Арине пригодилась дополнительная куртка.

— Асфальтовая часть дороги в Салехард практически такая же, как на Новый Уренгой: широкая, с расчищенными обочинами. Снежных перемётов нам не попалось: все осадки своевременно убрали грейдеры. На гравии, конечно, мы слегка подпрыгивали. Но в целом новая трасса — идеальная северная дорога, — поделилась впечатлениями надымчанка. — Раньше наши города соединял узкий зимник с накатанной КАМАЗами колеёй. Не всегда и не каждый автомобиль мог проехать. А теперь здесь оживлённое движение. Пока мы ехали в Салехард, нас каждые 10–15 минут то обгонял какой-нибудь автомобиль, то попадался навстречу. Назад возвращались 11 января, в рабочий день — и снова встретили множество автомобилей, едущих по направлению в окружную столицу и из неё.

Летняя техника справилась с рас­­­стоянием без видимых потерь: квадроцикл прошёл около 800 километров по морозу, но готов к дальнейшей эксплуатации. Бодро чувствует себя и его хозяйка. Самым трудным за время пути оказалось для неё пальцем правой руки постоянно держать нажатым курок газа — такова особенность управления квадроциклами.

Зато обратные 344 километра до Надыма мотоциклисты преодолели всего за пять часов. Путешественники умудрились сэкономить не только время, но и горючее. Так, следуя в Салехард Аринин квадроцикл «скушал» почти 60 литров бензина, а обратно — на треть меньше.

КУЛЬТУРА И ПОДАРКИ

К визиту ханты-мансийских и ямальских байкеров салехардские «коллеги» из мотоклуба «Белые кречеты» тщательно подготовились: подобрали для ребят жильё, гараж, организовали культурно-развлекательную программу. Так, на следующий после прибытия день около городской стелы гостей поджидали «шаман», обряд посвящения в полярники, загадочный напиток «Огненная вода», красная рыба и замороженные голубика и морошка. Последняя ягода и стойкость Арины вдохновили мужчин на присвоение надымчанке мотоциклетного дорожного имени. Теперь её зовут Отморошка. Именно это слово отныне будет написано на её нашивках, экипировке и транспорте.

Все дни путешествия переименованный надымский фотограф вовсю эксплуатировала фотокамеру и уже выложила в сеть массу снимков, где отважная четвёрка позировала то у различных городских достопримечательностей, то около посвящённого мотоциклистам памятника, то в горах, то в Харпе, то в Лабытнанги… Кроме того, заехали к Арининой тёте. Ей мотоциклисты доставили новогодние подарки от надымских родственников. Впрочем, наших путешественников тоже засыпали презентами. Александр Притула из «Белых кречетов» подарил каждому прибывшему по музыкальному инструменту варгану в надёжном деревянном чехле. Отморошка вдобавок к этому получила металлическую кружку от Михаила Колмакова с выгравированными на ней гербом Ямала и её дорожным именем.

Достигнута и главная цель путешествия — налажено личное общение с мотоциклистами западной части Ямала, а их там около 100 человек. Теперь можно ждать жителей окружной столицы с ответным визитом или устроить мотопробег навстречу друг другу. Скорее всего, мероприятия будут организованы не зимой, а в более благоприятное для таких поездок время года. А пока ямальская земля уютно укрыта от мороза толстым снежным одеялом, любители мотопутешествий будут согревать душу воспоминаниями об экстремальном пробеге и построением больших, смелых и в меру рискованных планов.

Фото из личного архива Арины Мельниковой

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх