Цифровое образование школьников — требование нашего времени, и нынешний год устроил экстренную и внеплановую проверку этих знаний и учащимся, и учителям. Процесс перехода в дистанционный формат прошёл относительно безболезненно для ямальских школ, где уже действуют центры развития цифровых компетенций школьников, а скоро откроются центры цифрового образования «IT-куб».
Что они собой представляют и в чём перспективы цифрового образования учащихся и педагогов, рассказала Ольга Ельцова, методист по информатизации средней школы № 3 города Надыма, где центр развития цифровых компетенций школьников открылся 1 сентября 2019 года, а на 2022 год запланировано открытие центра «IT-куб».
«УМНЫЙ ДОМ» ДЛЯ САЙТОСТРОИТЕЛЕЙ
В марте 2019 года средняя общеобразовательная школа № 3 в Надыме победила в региональном конкурсе инновационных проектов, получив грант в размере 500 тысяч рублей для создания центра развития цифровых компетенций школьников.
— На эти деньги были закуплены лазерный станок с ЧПУ, фрезер с ЧПУ, столярный стол-верстак, комплект инструментов и оборудования для кабинета технологии, — рассказывает Ольга Валерьевна. — Центр развития цифровых компетенций школьников стал центром дополнительного образования, в котором учащиеся получают современные навыки и знания в области науки, технологий, инженерии и информатики.
В нём были созданы четыре технологические зоны. В центре имеются компьютерный класс-лекторий, центр дистанционного обучения, коворкинг, студия МООК (массовых открытых онлайн-курсов), видеостудия, зоны для занятий шахматами и робототехникой, наполняются содержанием интерактивный музей науки и медиабиблиотека. Здесь учащиеся бесплатно получают навыки технического конструирования, работы в системе автоматического проектирования (САПР), занимаются робототехникой и 3D-моделированием, технологиями сайтостроения, созданием веб-текстов, инфографики, фото-, видеоконтента и многим другим. Среди программ дополнительного образования цифровой направленности к услугам учащихся такие развивающие курсы, как «Робототехника», «Легоконструирование», «Школьная VR-лаборатория»; элективные курсы «Python — современный язык программирования», «Современные Web-технологии». В центре действуют конструкторское бюро «Роботы и люди»; развивающий практикум «Увлекательная информатика»; творческие мастерские «Занимательная технология», «Выдумывай, пробуй, твори», «Столярное дело», «Умный дом»; образовательная программа «Белая ладья» (шахматы).
Ольга Ельцова рассказывает про то, чем интересны направления центра: «Ученики, осваивающие «Столярное дело», изучают технологию обработки древесины. Ребята 9–11 лет знакомятся с техническими понятиями, овладевают технологическими операциями, создают эскизы и рисунки, занимаются ручной обработкой дерева, выпиливанием заготовок, шлифованием поверхностей, художественным оформлением изделий с использованием фрезерных и лазерных станков с ЧПУ. Для детей 10–14 лет в центре создан «Умный дом», в котором школьники работают с микросхемами и наборами датчиков. С их помощью ребята программируют умные машины для выполнения определённых функций. Они овладевают навыками технического и радиоконструирования, изучают понятие конструкции и её основных свойств (жёсткости, прочности, устойчивости). Программа дополнительного образования «Занимательная технология» знакомит детей 13–14 лет с современным уровнем развития технической науки, а также с вопросами технологии, выходящими за рамки школьной программы. Она направлена на расширение кругозора, демонстрирует практические технологии в производстве и в быту.
«Выдумывай, пробуй, твори» — это зона коворкинга. Педагог с учащимися (или сами ребята) могут работать над проектами и исследованиями, обсуждать идеи и результаты. Помещение для коворкинга довольно просторное и поделено на рабочие зоны, поэтому работать в нём могут несколько групп одновременно. Это удобно, когда ведётся групповая работа и каждая группа работает над своим заданием. Также зона используется педагогами для проведения тренингов, мастер-классов, здесь проходит обучение педагогов школы по освоению цифровых инструментов и дальнейшему внедрению в образовательный процесс дистанционных технологий».
К НОВЫМ ВЫСОТАМ
На базе центра сейчас бесплатно обучаются 300 детей от 9 до 18 лет. Никаких особых кастингов: зачисление воспитанников в группы происходит просто на основании заявления родителей. В конце освоения каждой программы проводится защита индивидуальных или групповых проектов. На базе центра учатся не только дети, но и сами учителя школы.
— Педагоги ещё до карантина ознакомились с цифровыми образовательными платформами, ресурсами и сервисами, — объясняет Ольга Валерьевна. — Поэтому переход в дистанционный формат не оказался для них чем-то пугающим, ведь они уже владели нужным набором инструментов, который смогли адаптировать под условия изменившейся реальности.
Освоение ребятами цифровых технологий и новых навыков приносит ощутимые плюсы и в части побед школы на различных конкурсах. Например, сайт «Конвертер перевода единиц измерения физических величин», созданный учащимися на занятиях «Основы сайтостроения», занял второе место в региональном конкурсе «Сайтоград». А учащиеся направления «Робототехника» взяли «серебро» на всероссийском конкурсе по конструированию и робототехнике ROBOКВАНТ. Второе место в V региональном чемпионате «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) в компетенции «Электромонтаж» — ещё одна из вершин, покорившихся учащимся надымской школы № 3. А в прошлом году видеоролик надымских школьников «Честный экзамен — мой выбор будущего» стал победителем I степени в муниципальном видеоконкурсе «Мы за честный экзамен».
Сейчас юные изобретатели школы начали работу над дроном для подводной съёмки.
«КУБИЧЕСКОЕ» ОБРАЗОВАНИЕ
Сейчас в школе готовятся к открытию в 2022 году центра цифрового образования «IT-куб».
— Это будет инновационная площадка для дополнительного образования детей, — поясняет Ольга Ельцова. — Его деятельность направлена на развитие знаний и навыков в области программирования. В нём будет создана новая инфраструктура с высоким уровнем оснащения. Все программы центра отвечают запросам IT-отрасли и будут разработаны вместе с партнёрами-лидерами рынка.
Школьники смогут начать осваивать самые востребованные на сегодня профессии, входящие в топ-50: техник по защите информации, специалист по тестированию в области информационных технологий, специалист по информационным системам, сетевой и системный администратор, разработчик Web и мультимедийных приложений.
Им также предложат познакомиться с компетенциями будущего, указанными в атласе новых профессий (FutureSkills): разработчик моделей Bigdata, цифровой лингвист, сетевой юрист, дизайнер виртуальных миров.
В структуру центра цифрового образования детей «IT-куб», помимо уже имеющихся коворкинга и шахматной гостиной, войдут шесть кубов, соответствующих образовательным направлениям «IT-куба» по приоритетным направлениям технологического развития РФ: программирование на Python (Python-cube), мобильная разработка (Mobile-cube), разработка VR/AR-приложений (VR/AR-cube), системное администрирование (System-cube), цифровая гигиена и работа с большими данными (Datacube), базовые навыки программирования на С-подобных языках (Robo-cube).
Кроме того, планируется создание интерактивной научно-познавательной зоны и центра обработки данных — специализированного учебно-практического центра общего пользования. Обучать детей будут педагоги, которые пройдут подготовку в Сколково, а по ряду программ — в офисах партнёров-участников проекта. В частности, в Samsung для работы по программе «Мобильная разработка» и в «Яндекс» — по программе «Программирование на Python». Важным направлением деятельности центра цифрового образования «IT-куб» станет возрождение системы наставничества. В планах школы — в сентябре 2022 года зачислить в центр цифрового образования «IT-куб» 400 детей из Надымского района в возрасте от 5 до 18 лет. Все ребята будут бесплатно обучаться самым востребованным цифровым навыкам и умениям, чтобы быть готовыми войти в полном вооружении в новый мир цифровой реальности.
Фото из архива школы № 3 г. Надыма
Журнал «Ямальский меридиан» (№ 12, декабрь, 2020 год)