Когда мастера создают своё «Отражение»

«Гордость Надыма» — так называется фотовыставка, посвящённая творчеству фотохудожника, фотолетописца На­дым­ско­го района, поэта, изобретателя Анатолия Андреевича Витковского. 3 апреля ему могло исполниться 85 лет, но в конце прошлого года наполненное любовью к природе и людям сердце перестало биться. Своими воспоминаниями о неординарном и талантливом авторе нескольких тысяч фотосвидетельств освоения и красоты ямальского Севера поделился председатель местной общественной организации фотоклуба «Отражение» Сергей Романенко.

— Сергей, когда в На­дыме появилось объединение фотографов?

— Юридически наша организация зарегистрирована в марте 2010 ­года. А идея её создания возникла за пару лет до этого. Клуб был нужен, чтобы обмениваться опытом, учиться друг у друга и делиться секретами мастерства с начинающими. Ведь мы, на­дымские фотографы, обычно знакомились и общались только на городских мероприятиях и конкурсах. А решив объединиться, собрались вместе, обсудили задуманное. В итоге получилось 11 учредителей НКО, в том числе, конечно, Анатолий Андреевич Витковский. И вот уже больше 10 лет каждый четверг в музее истории и археологии проходят встречи членов клуба. Темы для обсуждения всегда есть: многообразие направлений фотосъёмки, особенности работы на различной аппаратуре, тестирование фотоаппаратов, объективов, обработка фотографий… Кроме того, иногда у нас бывают совместные выезды на природу. Например, фотографировали восход и закат солнца на трассе зимой и осенью. Были и ночные съёмки, многие ребята увлеклись северным сиянием.

— Как повлиял на профессиональное сообщество Анатолий Андреевич?

— Он стал нашим учителем. У него был свой подход к технике: как снимать, какие режимы использовать. Но нас обучал даже не фотографии, а тому, как правильно воспринимать натуру, смотреть на неё более обширно, видеть объём. А ещё помогал отправлять результаты нашего труда на различные конкурсы и фестивали. Ведь он был признанным мастером своего дела, с опытом побед и заслугами. Кстати, благодаря ему я тоже увлёкся панорамной фотографией. Сейчас у меня есть хорошие, серьёзные работы, с которыми я неоднократно занимал первые места в городских и региональных соревнованиях, а два или три года назад стал лидером на общероссийском состязании. И в этом году у нашего фотоклуба есть достижения: на фотоконкурсе «90 мгновений Ямала» моя работа стала второй в номинации «Промышленный Ямал».

Более 5 тысяч фотографий оставил после себя мастер света и тени Анатолий Витковский. В них запечатлена история строительства Надыма.

— Делитесь наработками с молодёжью?

— С теми, кто хочет повысить своё мастерство, конечно. Но часто юные фотографы стараются не освоить этот вид искусства, а побыстрее заработать. Поэтому их не интересуют тонкости ремесла, а после трёх-четырёх занятий они теряют интерес и пропадают. Да и мы не образовательная организация, у нас нет цели научить кого-то фотосъёмке. Можем только «оказать помощь» — так прописано в нашем уставе. На деле это значит: объяснить, рассказать, показать практически. Кстати, Анатолий Андреевич, несмотря на солидный опыт в фотоделе, всегда был готов обучиться чему-то новому, потому что современные технологии не стоят на месте, а молодёжи самостоятельно разобраться в разных графических редакторах и компьютерных программах легче, чем пожилому человеку.

— Кто сейчас входит в фотоклуб?

— Основной костяк составляют те, с кого всё начиналось. Это наша «старая гвардия». Но есть и новички. Общее количество теперь, когда не стало Анатолия Андре­евича, снова 11 человек. Среди них
двое работают вахтовым методом, поэтому периодически не могут приходить на встречи клуба лично. Но мы практикуем и виртуальное общение в закрытой группе в соцсети «ВКонтакте», мессенджерах. Да и по телефону можно оперативно связаться и решить неотложные вопросы, такие как организация этой выставки.

— Кто запечатлел фотолетописца На­дыма за работой и как удалось организовать выставку?

— Идею открыть экспозицию к юбилею маэстро предложил Евгений Гончаров. Мы хотели выставить работы Анатолия Андреевича в центральном выставочном зале музея истории и археологии, сделать акцент на панорамы больших форматов, городские пейзажи прошлого и современности, фотокартины. Если бы мы спланировали это заранее, а не спонтанно, то так бы и случилось. А найти площадь для выставки быстро мы смогли только в Доме природы — давнем нашем социальном партнёре. Правда, из-за размера помещения пришлось отказаться от крупных панорам. Вместо них решили показать не результаты творчества Витковского, а его самого, запечатлённого ребятами нашего клуба Евгением Гончаровым, Сергеем Решетовым, Игорем Лукьяновым, Мак­сом Сибиряком, мной и другими авторами. Кроме того, нашли некоторые снимки в соцсетях, в газетах «Рабочий На­дыма», «На­дым­ские известия»… Всё это сгруппировали, отмасштабировали, подготовили и распечатали. Получились хорошие копии.

Есть здесь и картина: её нашему фотоклубу подарил автор Аскольд Тен. Портрет обнаружил в социальных сетях Сергей Решетов. Я вышел на художника, объяснил ему ситуацию, и он великодушно передал своё произведение нам. Сначала это была чёрно-белая карандашная зарисовка, а перед переездом на выставку её цветовая палитра была расширена. Кроме того, музей дополнил экспозицию хранящимися в архивах фотопортретами и старыми моделями фотоаппаратов. Так удалось собрать около 50 работ, на которых Анатолий Андре­евич делает свои знаменитые снимки, общается с молодёжью, получает заслуженные награды. То есть каждая представленная здесь фотография рассказывает маленькую историю из жизни прекрасного фотомастера, напоминает о его прибаутках и искромётном, облачённом в стихи юморе. Визит Витковского в фотоклуб всегда был событием, а он, кстати, пропускал встречи очень редко. На открытие «Гордости На­дыма» мы пригласили его родственников. Они планировали приехать, в назначенную дату не смогли, но, возможно, у них получится сделать это позднее.

— Как повлияло творчество Анатолия Андреевича на фотоклуб и на вас лично?

— Здесь невозможно выразиться какими-то стандартными фразами. Он как звездопад. Придёт, сверк­нёт юмором и мастерством. Мы им восхищались и прислушивались к его советам. Бывало, не получается у меня панорама: неживая какая-то, бездушная. А он посмотрит, посоветует снять со своего ракурса, так сказать, по Витковскому, и та же местность воспринимается совсем по-другому. Думаю, наш фотоклуб ещё не раз организует памятные мероприятия в его честь, они станут доб­рой традицией На­дыма.

Фото предоставлено фотоклубом «Отражение».

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх