Лёд тронулся…

Не спешите с фотоаппаратами на реку, там всё пока на месте. А в заголовке любимое высказывание бессмертного персонажа Ильфа и Петрова, которое означает, что долгожданный процесс пошёл. Направляясь в сторону Салехарда, корреспондент «РН» увидел недалеко от трассы буровую вышку, мельк­нула мысль: нефть ищут? Когда дошло, что логичнее это делать летом, стало интересно, что же происходит.

Геолог Анатолий Герасимов объяснил, что они ведут инженерно-геологические изыскания для проектирования и дальнейшего строительства железной дороги Обская — Салехард — Надым.

— Для выяснения физических и физико-химических свойств грунта на определённых местах будущей магистрали, — пояснил Анатолий Герасимов. — Также анализируется и состав воды на исследуемых участках.

Собеседник работает в экспедиции иркутского проектно-изыскательского института ЗАО «Востсибтранспроект», заказчиком изысканий выступает ООО «СШХ». Аббревиатура СШХ надымчанам знакома — Северный широтный ход. Проектная компания «СШХ» создана для строительства упомянутого выше железнодорожного участка с использованием механизма государственно-частного партнёрства в форме частной концессионной инициативы.

Начальник экспедиции института «Востсибтранспроект» Дмитрий Мушаков сейчас в Надымском рай­оне, под его руководством 10 буровых бригад в разных точках тундры. Поэтому застать его в городе свободным от компьютера нелегко, но разговор в офисе всё же состоялся.

— ЗАО «Востсибтранспроект» проводит изыскания на этом объекте с 2018 года. В 2021-м исследуем два участка. Если названия будут понятны: Татаринцево — Надым и Надым — Хорей. Дальняя от города точка примерно в 170 км по дороге на Салехард. Задействовано 10 единиц буровой и 7 — вспомогательной техники. Две бригады идут в направлении столицы ЯНАО, четыре — навстречу. И ещё четыре группы работают в пойме реки Надым. Для территории с многолетнемёрзлыми грунтами рассматривается два принципа проектирования: при сохранении мёрзлого состояния грунтов и с предварительным оттаиванием и, возможно, заменой, уплотнением и т. д. Отбираем из скважин мёрзлые монолиты грунтов, описываем, переправляем в контейнерах в Новый Уренгой. Там делают расчёты — какую нагрузку выдержат, какова теплоёмкость, теплопроводность и другие теплофизические свойства. В каждой второй скважине замеряем температуру. Изыскания на этих участках планируем закончить в апреле, так как позже тундра и оттаявшие озёра не позволят. Думаю, что железную дорогу построят и поезда будут курсировать по ЯНАО. С нами неоднократно связывались представители строительных организаций. Расспрашивали о карьерах, грунтах, возможности производить дополнительные исследования под вахтовые посёлки для строителей.

Анатолий Герасимов в Надыме не впервые, жил здесь с 1978 по 1985 го­ды. И тут как раз тот случай, когда невозможно войти в одну и ту же реку дважды. Он вспоминает первые микрорайоны, пятиэтажки со вставками. Ресторан «65 параллель» (по улице Комсомольской, сегодня там один из сетевых магазинов), Дом торговли (рядом во дворах), кинотеатр «Победа» — эти топонимы-фантомы сохранились только в памяти старожилов и на снимках Анатолия Витковского, выставка фотографий которого недавно состоялась в городском музее истории и археологии. Работал Анатолий Герасимов на предприятии «Востокбурвод», бурил скважины под воду для трассы и компрессорных станций. Управление организовывал Давид Светлицкий, который прибыл на Ямал, когда ему было под шестьдесят. Выстроил работу, нашёл замену и вернулся на малую родину.

Так созидали и меняли наш город. Сегодня где-то в России возводят путепроводы те, кто построил мост «Победа». Когда-нибудь вспомнит и другой наш соотечественник, как проектировал и строил дорогу Обская — Салехард — Надым.

Справка

Инвестпроект «Северный широтный ход»: 15 сентября 2018 года заключено концессионное соглашение на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования «Обская — Салехард — Надым» между специальной проектной компанией ООО «СШХ» и Федеральным агентством железнодорожного транспорта. Ведутся проектно-изыскательские работы.

С сайта company.rzd.ru.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх