Диктуйте помедленнее, я записываю

11 апреля в Надыме и Пангодах впервые провели международную просветительскую акцию «Всеобщий музыкальный диктант». В каждой школе искусств создали по две площадки, где участников в три потока «экзаменовали» на слух и ритм.

БАЗОВЫЙ, ДЕТСКИЙ ПРОДВИНУТЫЙ И ДРУГИЕ

К нашему случаю народная поговорка «первый блин комом» не подходит, задуманное удалось. В акции приняли участие 180 жителей Надымского района разного возраста и степени подготовки. Устроители предусмот­рели всего 11 уровней сложности работ. Из них организаторы на местах подбирают их количество индивидуально, в соответствии с аудиторией. В первой школе искусств взяли шесть. Диктант № 1 ритмический — для людей без специального образования.

Музыкальный диктант тренирует слуховую память, организует внимание, развивает способность разбираться в услышанном, производить слуховой анализ.

Следующие ступени: детский простой, детский стандарт, детский продвинутый, одноголосный простой и шестой — одноголосный стандарт. В школе искусств № 2 решили провести диктанты пяти уровней. Выше шестого в районе не пошли по очевидной причине: начиная с седьмого предполагается участие студентов музыкальных училищ и консерваторий. Для наглядности: шестое по уровню задание в ДШИ № 1 выполняли учащиеся старших классов и преподаватели. О сложных одноголосном и двухголосном (диктанты № 7 и 9) в положении написано вообще «для искателей экстрима».

Организаторы попросили участников не публиковать в интернете выполненные задания: ноты до часа икс держатся в секрете. Страна огромная, с множеством часовых поя­сов, — устроители отнеслись к диктанту как к настоящему экзамену.

50 ОТЛИЧНИКОВ — НЕПЛОХО ДЛЯ НАЧАЛА

Ещё немного о секретности: к корреспонденту «РН» попал лист с нотами и инструкцией по проведению, там вверху была приписка: «Абсолютно секретно (перед прочтением сжечь!)».

— В России акция проводится в четвёртый раз, в 2021-м присоединились жители Казахстана, Беларуси, Донецкой области, — отметил преподаватель ДШИ № 1 Валерий Соловь­ёв. — Инициаторы диктанта — Министерство культуры РФ и Российская академия музыки им. Гнесиных. В музыке есть два таких понятия: метр — ровные шаги, ритм — длинные ноты и короткие. Хочу пожелать, чтобы ваши шаги были ровными и красивыми. Наш губернатор объявил 2021-й Годом талантов, уверен, это ваш год.

Опережая события, скажем: в ДШИ № 1 написали 68 человек, из них 26 на «отлично», в ДШИ № 2 — 81 участник и 24 отличника. На выполнение базового диктанта во вторую школу подали заявки 47 участников, поэтому его провели в концертном зале.

Для того чтобы оценить процесс изнутри, корреспондент «РН» пришёл писать ритмический диктант в первую школу искусств. Оценить удалось, справиться, возможно, нет — среди отличников замечен не был.

Мелодию для диктанта сочинил Святослав Оводов. Основные требования: поставить скрипичный ключ, записать ноты без длительностей на одной высоте, определить размер, записать ритм, проставить такты.

Экзаменуемым раздали нотные листы чистовые и для черновика, карандаши. Заместитель директора ДШИ № 1 Ирина Мансурова, поясняя по ходу, проигрывала мелодию 13 раз, участники записывали одиночные и сдвоенные п-образные палочки, означающие длинные или короткие ноты. У неподготовленного человека, пытающегося запомнить и записать эти «пам» и «п-а-а-а-м», в голове начинают путаться короткие и протяжные звуки. И вот тогда он вспоминает собственного ребёнка, для которого такие испытания обыденны, с невольным уважением: «А я думал, всё просто!».

КАК ТАБЛИЦУ УМНОЖЕНИЯ

Вероника Осипенко учится в ДШИ № 1 на фортепианном отделении третий год, музыкальный инструмент выбрала сама, без подсказки родителей. Решение об участии в акции тоже приняла самостоятельно:

— Я люблю писать диктанты, и кажется, мне удалось сделать это хорошо, как и обычно. Работа сложной не показалась, в пределах нормы.

Александр Колбасов учится по классу аккордеона. Он постарше Вероники и тоже не сомневается, что справился. Преподаватель хорового отделения Наталья Галиченко кивает в знак подтверждения: «Саша отличник, без проверки уверена, что написал без ошибок».

Учащиеся, конечно, выполняли задания более сложные, чем диктант № 1, который для них — таблица умножения. Заместитель начальника управления культуры Александр Шеменев в своё время окончил музыкальную школу, а решил участвовать по понятной причине:

— Захотел проверить знания, память. Испытание непростое, особенно для человека без музыкальной грамоты. Мне было немного легче. Результат ещё не знаю, надеюсь, всё получилось.

Остальные участники, наверное, имеют такие же надежды. Итоги станут известны после проверки в Москве. Но если кто и получит «двойку», возможность пересдать через год есть у каждого.

Фото автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх