Кризис-менеджер в своей стихии

На уроках географии, разглядывая экономическую карту мира, удивлялся, переводя взгляд с СССР на Японию. Слева — территория, сплошь испещрённая значками месторождений полезных ископаемых, тяжёлых и лёгких производств, справа — бледные кусочки суши среди океана и редкие «веснушки» чего-то дельного. В голове не складывалось: почему мы мечтаем о японских магнитофонах или телевизорах, а не они — о советских?

Высказывались и предположения, что такая диспропорция связана с тем как раз, что всего у нас много, — зачем прилагать особенные усилия, и так проживём! Возможно, в этом корень проблемы, а «недоразвитость» среднего и малого бизнеса — следствие. Как и то, что рестрикции по отношению к нефтегазовому сектору для экономики, если не приговор, то суровый диагноз. А случись, что больше половины ВВП государства создают небольшие предприятия, — при объявлении санкций к добывающим отраслям мы только недоуменно пожали бы плечами: ну и что?

Но талантливые предприниматели в нашей стране ещё остались, несмотря на всю «помощь», оказанную реформаторами и «успешными» государственными менеджерами 90-х (некоторые сегодня уже за пределами государства).

Один из таких предпринимателей работает в Надыме с 2009 года и уезжать в тёплые края не планирует. Причём Марсель Садыков утверждает: в ЯНАО к малому бизнесу относятся с пиететом, на недостаток поддержки от муниципальных и окружных органов грех жаловаться.

Повторить? Нет, создать своё!

С улыбкой вспоминает недавние броские заголовки местных СМИ: «Ямальский предприниматель намерен занять нишу IKEA». Буквально воспринимать то, что пытался донести до читателей, не предлагает. Радиус интересов шведской компании настолько широк по видам деятельности и географическому охвату, что телёнку с дубом бодаться бесполезно: повторить чужой успех проблематично, лучше добиваться собственного, считает собеседник. Рассуждал же с журналистами о конкретном сегменте, в котором работает концерн и который с его уходом с российского рынка освобождается. Это детская и кухонная мебель, простая в сборке и подразумевающая блочную, модульную конструкцию, а значит — универсальная по применению для любых по размерам помещений.

Марсель Фоатович предполагает, что период экономической турбулентности, в который вошла Россия, это не только опасность потерь, но и открывающееся окно возможностей для людей с идеями и энергией. Финансы — производная от этих двух локомотивов, движущих экономику. Но кто-то очень умный сказал: если самым необходимым для построения бизнеса человек считает деньги, скорее всего он не предприниматель и никогда таковым не будет.

Садыков начинал самостоятельное плавание 13 лет назад с установки натяжных потолков «Натяжнофф» и кредита в 150 тысяч рублей. Возможно, кто-то из читателей, прочитав название, посмотрит вверх, чтобы убедиться: хорошо ведь установили? К слову о терминах: Марсель называет себя не отделочником или мебельщиком, а строителем, и по образованию, и по направлению деятельности. Затем к зачину добавлялись продажа и монтаж дверей, потолочных светильников.

Сегодня на территории маленькой, но развивающейся «империи» «Ural Expo Group» (так звучит бренд) уютный офис в стиле «лофт», выделяющийся на фоне окружающих «Светофора» и «Натяжнофф» стильностью, корпус, где размещено столярное и мебельное производство, и недавно приобретённое трёхэтажное здание, где Марсель планирует после ремонта и отделки открыть гостиницу.

От сырья до готового изделия

В цехе шумно, деревообработка — процесс не тихий, говорить тяжело, зато здесь всё наглядно. А готовые и покрашенные (в специальной камере, не кисточкой) детали будущих интерьеров и мебели выглядят как отлитые из пластика. В собранном виде если и назовёшь местным изделием, то с оттенком гордости, а не пренебрежительно, как иногда отзываются о кустарных поделках. Структура предприятия складывалась по мере взросления, но продумана и придумана самостоятельно, делится собеседник, кальку ни откуда не снимал. Есть начальник производства, это Александр Вахмянин. Фирма обеспечивает занятость 15 работников, причём Марсель говорит, что коллектив собирал «штучный» и каждого из них ценит. Кроме того, есть специалисты или организации, которых нанимает по договорам подряда в тех случаях, когда заказы не имеют характера постоянных.

Проходя по помещениям, рассказывает тонкости технологического процесса, которые на первый взгляд, да ещё гуманитарию, не очень понятны. Но стороннему человеку всё понимать и не обязательно, главное видит: детали обработаны качественно.

— Вот элементы школьного буфета и столовой,— показывает покрашенные и просушенные заготовки. Выполняли подряды почти для всех школ города, разве что во второй не были, её только что обновили. Скоро откроем цех сушки, оборудование готовят к отправке. Чтобы доводить древесину до оптимального уровня влажности. Будем и мягкую мебель делать со временем.

А в готовом (презентабельном!) виде возможности компании представлены в шоуруме, как по-иностранному называют демонстрационный зал в офисе. Тут заказчик увидит и потрогает руками, оценит продукцию при искусственном и дневном освещении. Кроме этого, шоурум есть и в интернете — всё для удобства клиента. Здесь же расположены кабинеты проектно-сметного и техбюро, иногда привлекают специалистов из проектных институтов.

— Удаётся попасть в ожидания работников по зарплате? Всё же Север, запросы и затраты другие.

— Стараемся, миксуем. Кому-то жильё оплачиваем, используем различные мотивационные программыи подходы. Коллектив молодёжный, живой, интересующийся. Ну, и работа увлекательная, если такое утверждение не кажется хвастливым.

Каждому — своё, и все довольны

Локацию предприятия поясняет тем, что хоть и родился в Стерлитамаке, но вырос здесь, Надым — любимый город. Для роста бизнеса более важна прагматическая, нежели патриотическая составляющая, но и здесь Марсель объясняет доступно: ниша, которую занимает компания, здесь слабо развита, есть куда расти и развиваться. Да и IKEA, вернувшись, до Севера не скоро доберётся.

— Пока равновесие идеально:ёмкость рынка совпадает с объёмом производства, даже ещё и резервы есть. Диверсифицируем предложение услуг и продукции. Если строительные или отделочные подряды подвержены сезонности, то на мебель спрос круглогодичный, за исключением времени летних отпусков. Планируем собирать деревянные коттеджи. С внутренней и наружной сторон брус, внутри слой утеплителя, тепловой контур держит даже в наших широтах удовлетворительно. Бани-бочки проектируем, продумываем технологию. Гаражи строим из газобетонных блоков. В планах проектирование и возведение домов в стиле шале, барнхаус, дубльдом. Газифицируемся, кстати, в этом помог окружной центр поддержки «Мой бизнес». Огромное значение имеет отдел продаж, ведь это мост между клиентом и предприятием, здесь согласовывают его интересы с нашими возможностями. И от того, кто выстраивает отношения, зависит, насколько интенсивным будет движение по этому мосту. Инга Меркулова — наш менеджер по продажам, успешно сотрудничаем с кризиса 2014 года. Касаясь кадровой темы: важно, чтобы работа была командной, здесь герой-одиночка ничего не добьётся. Ну и обратный процесс — каждому из команды стараемся помогать в решении возникающих проблем, не бросаем. Скоро организуем столовую для работников, повара ищем.

При строительстве техническую и проектную сторону берут на себя штатные сотрудники компании, строительно-монтажные работы — подрядчики, с которыми взаимовыгодные отношения налажены. Первые получают качественное исполнение заказа, вторые — сотрудничество с надёжным заказчиком, что в наши времена основа финансового благополучия. Пока, отмечает Марсель, не подводили, но в любом случае качество гарантирует и отвечает за него «Ural Expo Group».

— Но! Удовлетворительно делается только то, что контролируют на всех этапах. Пример: нам выгодней просто продать дверь, а клиенту требуется товар под ключ. А значит, и в наших интересах сделать так, чтобы у него не болела голова, где найти специалиста, и главное — не испортитли полотно, ведь изделие дорогое, по статусу в квартире приравнивается к мебели. Кого устроит новый гарнитур с поцарапанной стенкой? А мы гарантируем, клиент знает: брака не будет.

— Какие меры поддержки ждёт малый бизнес от государства?

— В первую очередь снижениеставки кредитования. Сегодня по понятным причинам она высока, но с такой ценой кредита развитие невозможно. Строительство — локомотив любой экономики, соответственно, и величина процента по ипотеке влияет напрямую: чем ниже, тем больше ресурсов идёт в отрасль, и тем мощней мультипликационный эффект вложений. Ещё — щадящий налоговый и контролирующий режим. Нельзя не отметить, на Ямале предпринимателям хорошо помогают: и департамент экономики округа, и муниципалитеты. А мы взамен дадим рабочие места, рост ВВП, налоговых поступлений. Конечно, благотворительность, шефская помощь школам и бюджетным учреждениям, меценатство.

И опыт, сын ошибок трудных…

Вспоминает похожую ситуацию в 2014 году. Тогда многие закрылись, Садыков выжил за счёт созданной раньше финансовой «подушки». Выручило сотрудничество с саратовской мебельной фабрикой, тогда и появилась идея модульной сборки.

— Маржинальность была невысокая, но и опыт — ценный капитал. Отсюда и планы по блочной, конструируемой мебели, которую каждый соберёт самостоятельно, не затрачивая средств на оплату сборки. Мы работаем в сегменте «средний» и «средний плюс», теперь разрабатываем готовые решения в нише «эконом», ведь сейчас для покупателя фактор экономии — один из первых.

Ещё одним преимуществом местного производства собеседник называет оперативность исполнения и гарантийного обслуживания, что нередко применяется при исполнении муниципальных контрактов. Если разместить заявки производства на предприятиях центральных регионов, только детали будешь ждать три недели по изготовлению, ещё две — доставку (причём доставку никто не гарантирует!). Здесь же, если не брать в расчёт замеры и обсуждение дизайн- проекта, то есть от момента, когда заказ обмерили и просчитали, проходит минимальный период: всё под боком, материала с запасом. И если даже что-то пошло не так, можно скорректировать по месту, для этого у компании есть всё необходимое.

— Сколько времени ушло на обновление библиотеки в шестой школе?

— От готового проекта до первого читателя прошло не дольше месяца, больше обсуждали, как это будет выглядеть.

Наличие собственного технологического и проектного бюро позволяет делать ремонт или строительство под ключ, от разводки электрических, тепло- и водоснабжающих коммуникаций до дизайна помещения. Марсель Садыков просит проектировщицу Ильмиру Шарафиевупоказать один из проектов. Выглядит презентабельно.

Как будто в подтверждение разговора подходит один из постоянных заказчиков. К слову, на дворе суббота. Иван Телепнев раньше заказывал отделку трёхкомнатной квартиры. Теперь пришёл обсудить следующую потребность, обновление детской комнаты: дети растут, пора и мебель «подрастить»:

— Устраивает качество, оперативность, работа «под ключ», или как в МФЦ — «одно окно»: заказал, согласовал проект и получил всё в комплексе, не разрываясь на операции. А то электричество — там, сантехнику — здесь, отделку — в третьем месте. Потом ещё стыкуешь результаты деятельности разных подрядчиков. Как в анекдоте: мы пришиваем рукава, если пуговицы на спине, это не к нам. Сегодня ребята пришли, провели «спецоперацию»: быстро, без суеты сделали и ушли. Ещё немаловажное свойство, из-за которого, если опять потребуется, приду сюда, — это гарантия. По договору год, но и после срока в помощи не отказывают, даже когда недостаток не по их вине. Ну и потом, не будь такой конторы в Надыме, пришлось бы везти с «земли», а это дорого, хлопотно и о гарантии забудь.

Неписаные правила — самые действенные

А ещё работает неписаный закон маркетинга, особенно актуальный для небольших городов: если клиент получил качественную услугу, он приведёт пять новых, а если некачественную — отвадит десять. Это стоит помнить тем, кто живёт одним днём, не задумываясь об ответственности перед клиентом, а завтра надеется найти другого простака. Видя увлечённость предпринимателя, заинтересовываешься проблемой, знакомой многим энтузиастам:

— Удаётся соблюсти баланс между любимой работой и любимой семьёй?

— Пока нет, завидую тем, у кого получается, — улыбается собеседник. — На «страже» семьи моя супруга Наталья. У нас двое детей, Тимуру пятнадцать лет, Алисе — пять. Творческая натура:поёт, танцует и всё успевает.

Отпуск раз в год две недели, отдыхать предпочитает в новогодние каникулы в Башкирии. Горнолыжный курорт Абзаково, есть и другие места: в республике много где можно отдохнуть. Надолго отлучаться не любит, но не из-за боязни, что всё рухнет. Считает, что хороший руководитель — это когда бизнес построен и настроен так, что и при долгом отсутствии главного действующего лица «локомотив» движется сам. На каждом направлении — старший, все знают, что делать. Примечательно, что у Марселя при имеющихся площадях нет своего кабинета. Видели директора без кабинета? А он есть. Поговорить, обсудить текущие дела, встретиться с партнёром или заказчиком можно в любом из офисных помещений, где это не помешает другим, полагает собеседник.

Резюмируя, скажем: аналог IKEA в Надымском районе, наверное, не нужен и неуместен, а вот такие компании, как «Ural Expo Group» в самый раз. Рабочие места, востребованные услуги, налоги в бюджет, социальная ответственность и развитие малого и среднего бизнеса — залог процветания территории. У гигантов проблемы, если и случаются, так тоже гигантские. И тогда экономику вытягивают малый и средний эшелон.

Фото автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх