В гостях у жителей надымского городка

Так называется проект Музея истории и археологии города Надыма, презентация которого состоялась 9 августа в первой детской школе искусств. В его рамках музейные фонды пополнились новыми необычными цифровыми экспонатами. Их с помощью шлема виртуальной реальности можно детально рассмотреть и даже понаблюдать, как они в своё время применялись в быту, а вот потрогать невозможно: обычно так и полагается обращаться с настоящими историческими ценностями.

В рамках этой инициативы в VR-экс­курсии задействованы 3D-модели предметов и даже зданий, обнаруженных на раскопках в разрушенном состоянии, для восстановления их внешнего облика учёными проводилась серьёзная научная работа. Сделать их частью виртуального мира стало возможным благодаря государственной программе ЯНАО «Основные направления развития культуры» на 2022 год.

Историческая достоверность

Таков один из основных принципов, ­которому следовали создатели выставки цифрового формата. Об этом рассказала автор проекта, старший научный сотрудник Светлана Захарова. Экскурсия разработана на базе экспозиции «Надымское городище», благодаря которому городской музей приобрёл исторический профиль. Её основные экспонаты — это предметы, найденные в первые четыре года раскопок экспедиции под руководством Олега Кардаша. А теперь некоторые из них вдобавок стали образцами для создания трёхмерных копий. При создании 3D-моделей построек задействованы рисунки реконструкций учёных-археологов, когда они изучали культурные слои XVII — начала XVIII веков, а для воссоздания природы вокруг использованы современные фото и видеосъёмка.

В итоге кропотливой почти 3-месячной совместной работы с санкт-петербургской фирмой на виртуальный свет появились улочки и здания древнего поселения остяков и само­едов, и даже сами местные жители, занятые своими повседневными заботами.

Нашим современникам стоит лишь надеть один из четырёх VR-шле­мов, и можно за 15 минут получить общее представление о расположении городка, его строениях, занятиях населения, их торговых отношениях, культурных связях и религиозных обрядах. Там размеренно куёт наконечник копья кузнец, горит очаг, укладывает младенца спать молодая ненка, собрались перед походом десять вооружённых воинов вокруг большого костра, остячка играет на туране, собака кормит щенков… А в финале в ходе интерактивной игры пришедшие на экскурсию могут сложить из пазлов хантыйский узор, изображающий медведя.

Однако, на пребывание в таком «выставочном зале» существуют ограничения. Не рекомендуется использовать VR-шлемы детям до 12 лет включительно, а также людям с кардиостимуляторами и другими проблемами со здоровьем. Пожилым, страдающим эпилепсией, беременным — требуется предварительная консультация с врачом.

Первопроходцы

Несмотря на подобное предупреждение, желающие испытать на себе чудо техники набрались очень быстро. Короткий инструктаж, и четверо гостей презентации отправились «гулять» по древнему городку.

Для этого музей приобрёл аппаратный комплекс, состоящий из четырёх автономных шлемов виртуальной реальности, каждый со своим контроллером (пультом дистанционного управления). Им можно отрегулировать громкость и выбрать локацию, оказаться внутри или снаружи жилища и других масштабных конструкций.

— Там появляются очень интересные необычные ощущения. Думаю, такая штука была бы очень полезной при изучении истории: всё становится наглядным, происходит прямо у тебя на глазах. Оказывается, жилища в надымском городке были такие маленькие! Я уже много раз видела экспонат, который даёт представление о размерах здания, но почему-то там это так остро не воспринимается, а VR-экскурсия воздействует прямо на чувства… Мне всё в этом путешествии понравилось, было очень круто: красивое звездное небо, дикторское сопровождение, ощущение полёта, герои сцен, — таков отзыв Елизаветы Платоновой.

— Сначала казалось, что я смотрю откуда-то сверху. Мне стало страшно: деревья, река, строения — всё это было внизу. А потом приближаешься и оказываешься уже внутри жилища, прямо в XVII веке. То, что там происходило, было совсем рядом. Даже захотелось дотянуться рукой. Я много раз пробовала, но ни к чему не прикоснулась: пальцы просто проваливались сквозь изображение. А какая женщина там играла на музыкальном инструменте! Она была настолько живая! Невероятно, что такое можно создать. Это не мультфильм и не кино, а что-то такое, что даже не объяснить. И хотя VR-шлем вижу не в первый раз, я просто в восторге и хочу ещё раз побывать на такой экскурсии. Обязательно схожу в музей и на виртуальную, и на реальную экспозицию, — заверила ещё один первопроходец «3D-погружения», директор второй детской школы искусств Ольга Полякова.

Музейные сотрудники уверены, такой способ передачи материала надолго врежется в память посетивших экскурсию. Поэтому, уже есть желание обработать таким же способом материалы про 501-ю стройку, или показать, как развивался наш город.

Впрочем, и экскурсоводы, и их клиенты уверены: шлем не сможет заменить полноценную музейную экскурсию. На самом деле коллекция экспонатов намного богаче того, что представлено в виртуальной реальности. Ведь в нарисованных постройках находятся только те предметы, которые были найдены в них при раскопках. А ещё, настоящий гид знает и может рассказать огромное количество интересных подробностей.

Теперь музейщики выяснят, насколько виртуальный формат заинтересует земляков, какие замечания и предложения они внесут. Каждое мнение примут во внимание, а затем будут улучшать существующий проект и создавать новые.

Фото автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх