Любой урок хорош, кроме скучного

С чем ассоциируется у вас образ учителя? Многим представляется добрая седовласая женщина в очках с толстыми линзами и в длинной юбке до пола. Но время не стоит на месте, старшее поколение сменяется «зелёными», открывая дорогу молодым профессионалам. В канун приближающегося праздника — Дня учителя — корреспондент «РН» пообщался с тремя преподавателями надымской гимназии, которые не только успешно обучают ямальских детей наукам, но и активно развивают местную педагогику.

Десятый год на Ямале реализуется проект «Новый учитель Ямала», благодаря которому лучшие выпускники высших учебных заведений приезжают трудо­ус­тра­и­вать­ся в общеобразовательные учреждения округа. Традиционно к участию в конкурсе приглашаются педагоги в возрасте до 30 лет включительно, с высшим образованием и опытом работы не более одного года. Конкурс проходит в несколько этапов: компьютерное тестирование и онлайн-собеседование, где требуется представить разработанный проект по внедрению инновационных методов в образовательные процессы округа. Победители получают 600 тысяч рублей в награду и 300 тысяч рублей на реализацию идеи.

Йога на английском

В этом году обладателями грантов стали 33 молодых учителя. Среди них — надымчанка Татьяна Юферова, в прошлом ученица гимназии, вернувшаяся в родные стены будучи преподавателем английского и французского языков. Окончила московский педагогический университет по направлениям «педагогика» (бакалавриат) и «лингвистика» (магистратура), в период обучения преподавала йогу на английском в частном билингвальном детском саду, там же нашла вдохновение для проекта.

— В современном ­образовании идёт тенденция на распространение би­линг­валь­ного обучения, на Ямале такие классы уже есть в школах Салехарда, Ноябрьска, Нового Уренгоя и Лабытнанги. Надымская гимназия хо­чет стать инновационной площадкой и за­пу­стить проект на основе CLIL-тех­но­ло­гии (Content and Language Integrated Learning — предметно-языковое интегрированное обучение, — прим. авт.).

В зависимости от того, что важнее изучить, различают две разновидности данной методики. На уроке анг­лийского языка уместнее говорить о «soft CLIL», когда иностранный язык изучается с использованием тем и материалов из других предметных областей. Примером «hard CLIL» может быть факультативный курс, посвящённый страноведению и истории англоязычных стран, когда язык выступает как средство обучения, а не цель.

Суть билингвального обучения заключается в двуязычной подаче школьных дисциплин. Иностранный язык становится механизмом познания, а не самой его целью. Так, математика, зарубежная литература, физика и химия преподаются исключительно на английском. Русский язык звучит только на уроке русского языка.

Ключевое преимущество билингвального обучения — это понимание логики языка. Ребёнок перестаёт воспринимать английский в качестве иностранного. Он начинает свободно говорить, а иногда и думать на нём. Это открывает новые перспективы для самореализации.

Проще говоря, в рамках проекта дети будут заниматься любимыми делами, в процессе изучая английский: в начальной школе рисовать sun, используя yellow pencil, чтобы в средней школе свободно дискутировать на тему изобразительного искусства. Для этого на грантовые деньги школа закупит методические пособия и оборудование. Выбирать направление, в котором гимназисты будут изучать язык, предоставят родителям: опрос даст понять, чем дети хотят заниматься во внеурочное время: рисованием, танцами или йогой.

Бывшая выпускница поделилась, что билингвальное обучение для гимназии не является чем-то новым, учителя часто пользовались этой методикой, внедряя в классическую школьную программу тематические диалоги, док­лады с креативными презентациями и даже кулинарные конкурсы.

— С душевным теплом вспоминаю своих педагогов иностранных языков, признаться, я на них и равняюсь. На уроках английского у Марии Викторовны Горбачёвой мы занимались гимнастикой, выступали перед классом с проектами об античных архитектуре и искусстве, вели беседы на отвлечённые темы. На уроках французского у Аллы Викторовны Кравцовой пекли торты и делились с одноклассниками рецептами, проводили экскурсии по школе. Сейчас детям сложно включать в процессе обучения критическое мышление, потому что большинство тестов состоят из заданий с точной формулировкой ответа. Потому с гимназистами мы делаем зарядку не только для тела, но и для ума: беседуем о погоде за окном, о настроении или любимых фруктах, выполняем упражнения на развитие памяти и творческого мышления.

Ротация станций

Эта модель обучения лежит в основе проекта «Технология смешанного обучения как способ повышения предметных результатов по математике» Виктора Дирина. Учился молодой человек в волгоградском мужском педагогическом лицее, получил первую профессию «организатор допризывной и физкультурно-оздоровительной деятельности», далее поступил в волгоградский социально-педагогический университет, где окончил факультет математики, информатики и физики, и третий год преподаёт в надымской гимназии. В выборе профессии Виктор не сомневался, педагогом стал продолжая семейные традиции: бабушка работала учителем биологии и химии, дедушка — учителем физкультуры. Помимо преподавания математики Виктор — классный руководитель 5 «А» класса.

— Основная цель педагогики — воспитать ребёнка хорошим человеком и в то же время дать ему прочные знания. Своим девизом считаю «любой урок хорош, кроме скучного». Чтобы школьникам было интересно, должно быть весело. Поэтому на уроках я не пишу «сухие» формулы на доске, чтобы дети смирно переписали в тетрадь и забыли на следующий день, а стараюсь новые темы подавать занимательно, уместно шутя и общаясь со школьниками на их языке. Этому я научился у учителей моей родной школы, самое большое влияние на меня оказала преподавательница математики Ирина Леонидовна, её методы в обучении нацелены на хорошую сдачу экзаменов и применение знаний в обычной жизни. Например, если у детей не получалось усвоить деление, она им говорила, что они не умеют делиться. После этого ученики старались усерднее, чтобы лучше освоить материал.

Проект, который Виктор защитил в 2021 году, успешно применяется в гимназии уже второй год. В течение урока школьники проходят три этапа обучения: устная лекция от преподавателя, тренировка на компьютере по программе электронного учебного пособия «Наглядная математика» (­аудио- и видеоуроки, интерактивные и 3D-модели, онлайн-задания) и групповое занятие.

Работая в группе, дети применяют технику «бриколаж», используя для учёбы всё, кроме специально созданных инструментов вроде учебников.

— Например, на конкурсном уроке в состязании преподавательского мастерства «Педагогический дебют», который прошёл в Ноябрьске 13–14 сентября (в нём Виктор, кстати, одержал победу, — прим. авт.), я обучал шестиклассников определению площади круга. В качестве подсказки дал детям билет в цирк и попросил связать предмет с темой урока. Справились почти все. В цирке круглый манеж, с помощью полученных на уроке знаний можно узнать площадь манежа. Нужна она, например, для замены коврового покрытия. Кстати, муниципальный и окружной этапы конкурса «Педагогический дебют» по мнению жюри также доказали работоспособность модели.

От значка ГТО к золотой медали

Такое название получил проект конкурса «Новый учитель Ямала», заявленный и успешно реализованный в 2020/2021 учебном году учителем физкультуры надымской гимназии Анд­реем Глушковым. Его цель — внедрить в программу внеурочной деятельности младших классов подготовку к сдаче нормативов ГТО.

Андрей отучился на педагога по адаптивной физической культуре в пермском колледже олимпийского резерва, после службы в военно-морском флоте получил высшее образование в пермском педагогическом университете на факультете физической культуры. Короткий период времени преподавал в сельской школе Пермского края, ушёл оттуда в органы местного самоуправления, где занимал должность консультанта по физической культуре и спорту.

— В 2014 году я курировал управление по спорту в районе, тогда движение ГТО уже уверенно «шагало» по стране. Несколько пилотных регионов начали реализовывать программу подготовки к ГТО, в их числе был Пермский край. Приехав в Надым, несложно было предположить, что в скором времени движение придёт и в этот регион. Поэтому я предложил инновационную идею: внедрить технологии на базе комплекса ГТО во внеурочный образовательный процесс, и её поддержали. Мы выбрали категорию начальной школы, закупили инвентарь, который позволял готовиться к сдаче нормативов и организовали на базе гимназии собственный центр тестирования. На оставшиеся деньги докупили туристическое снаряжение, чтобы проект приносил пользу ученикам в долгосрочной перспективе. Из 90 ребят, принимавших участие в двухмесячной подготовке к сдаче нормативов, дошли до конца и получили знаки отличия 34 ученика, это хороший результат.

Ещё одно новшество (не для системы образования, но для гимназии в целом), которое привнёс Андрей Глушков, — ежегодный туристический слёт «Надымская осень», в котором учебное заведение не принимало участия многие годы. Старания молодого педагога дали свои плоды: ему не только удалось привить ученикам любовь к туристическому спорту, но и показать, каких результатов они могут достичь.

— Впервые мы ­поучаствовали в турслёте в 2020 году, тогда заняли 6-е или 7-е место, но я понял, на каком уровне проводятся соревнования и что нужно сделать для победы. На следующий год я собрал команду одиннадцатиклассников, за 2 недели до слёта начали подготовку: проводили спортивные тренировки, готовились к творческим заданиям, брали в аренду катамараны и катались на озере Янтарном. С небольшим отрывом в общем балльном зачёте нас обогнала команда посёлка Правохеттинского, но дети были безмерно рады и второму месту. Гонку на катамаранах мы, кстати, выигрываем уже второй год.

Свои взгляды на преподавание Андрей считает консервативными. Не удивительно, ведь учили его «корифеи» советского спорта: мастер спорта СССР по плаванию Евгений Гарбузис, отличник физической культуры и спорта России, мастер спорта СССР по спортивной гимнастике Игорь Чекан. Они воспитывали согласно советским ценностям и идеологиям, но при этом с душой и энтузиазмом относились к своему делу.

Эпилог

Три совершенно разные истории объединяет один интересный факт: каждый из героев в процессе беседы упомянул, что в работе с детьми он опирается на опыт своих педагогов. А это значит, что любой учитель берёт частичку знаний, полученных от своих преподавателей, и передаёт её следующим поколениям. И знания эти не только о постижении наук, но и о самой жизни, знания о том, как стать человеком. Вот и получается, что в воспитании нынешних учеников участвуют педагоги, жившие задолго до нас. А учителя, являющиеся нашими современниками, именно сейчас формируют не только завтрашнее общество, но и общество XXII века. Представляете, какая это ответственность?

Фото из личных архивов Татьяны Юферовой, Виктора Дирина, Андрея Глушкова

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to Top
Пролистать наверх