44 — общего, 28 — надымского

Наше знакомство с Аллой Абатуровой началось в интернете, если так можно назвать случайную информацию об известном и заслуженном педагоге (награды, грамоты и знаки отличия — чуть позже). В городском паблике соцсети, не в вип-аккаунте политика или чиновника, а в обычном, где ангажированный комментарий если и встретишь, то скорее негативный, чем положительный. Там и попались высказывания по случаю юбилея пятой школы с благодарностью учителю от родителей выпускников (то есть написали, когда уже ни оценки, ни характеристики не требуются) за качественное обучение.

10 заданий за урок

А дальше установить контакт помогла директор учебного заведения Татьяна Гаттарова. Первое впечатление от встречи с Аллой Александровной: вот таков и есть авторитетный у коллег и учеников педагог — стиль в одежде, простота в разговоре, в меру юмора, немного провокации. Общение проходит непринуждённо, как будто и не по работе пришёл. Наверное, в классе происходит то же самое, только на английском языке.

Это и было первым вопросом. Оказывается, удельный вес звучащей на уроке английской и русской лексики меняется с возрастом сидящих в кабинете, в старших классах это соотношение 80:20. Парты стоят буквой П, в центре которой и должен быть учитель, чтобы управлять процессом, «держать» аудиторию, вовремя «подсекать» тех, кто может выпасть из коллективного труда. А также, чтобы сохранялась коммуникация между школьниками.

— Могут подойти друг к другу, посоветоваться. Так создаются условия для работы в группах, проектных исследованиях, возникает атмосфера сотрудничества. Даже если устал — пройдись, подвигайся.

В характеристике педагога отмечено, что эффективно применяет и внедряет современные образовательные технологии, интерактивные средства обучения, облачный сервис. Всё это связано с компьютерами, интерактивными досками и прочей электроникой, а собеседница не из поколения родившихся с планшетом, скорее, из уверенных пользователей логарифмической линейкой. Алла Александровна показывает ноутбук, выносной винчестер, смартфон и другие гаджеты, лежащие на учительском столе:

— Без них, как без рук.

— «Айфон»?

— «Айфон» уже был, это «Самсунг». И первый тоже «Самсунг». Даже сложности с переходом были after time: отличаются в пользовании. О современных методах: в сочетании с традиционными, полученными ещё в вузе, это эффективно и полезно.

Дальше пошли сами методики, но не будем вторгаться в профессиональные секреты, тем более что многое выражено непонятными профессиональными же терминами. Упор на разговорную речь, совместные и групповые задания. Иногда за урок дети выполняют до 10 видов задач. У старшеклассников больше самостоятельной работы, младшим же полное внимание от звонка до звонка.

Не было бы счастья…

Судьба собеседницы, как калька с эпохи. Родилась и выросла в казахстанском Петропавловске (привычный поиск нынешнего названия города дал неожиданный результат — он и сегодня так называется, правда, на государственном языке без «-овск» на конце). Семья — тоже советского образца, интернациональная: папа — черкес, мама казанская татарка. В 1994 году, когда в Казахстане возникли большие сложности вплоть до того, что еду готовили на костре, переехала в Надым. Здесь в девятой школе трудился муж младшей сестры, помог и подсказал. Ещё деталь, характеризующая исторический момент: на зарплату завуча тогда в Петропавловске она мало что могла купить, как, наверное, почти везде в бывшем СССР. Между прочим, там номер учебного заведения был такой же. 14 лет в пятой школе, пару лет в другой, потом ещё 28, и тоже в пятой.

Приехала с паспортом СССР, гражданство получила без проблем, которые были у многих беженцев из бывших союзных республик через несколько лет после. И сразу сердцем прикипела к Надыму:

— Мне здесь тепло, невзирая на время года. Да и город стал очень красивым, постоянно вижу изменения. Когда с кем-нибудь идёшь, попутчики говорят: с вами невозможно дойти, все узнают, и каждый хочет что-то рассказать или спросить. С распахнутыми объятиями подходят те, о ком думала, что и здороваться не будут: я ведь строгая. Зато как приятно, когда у детей получается сделать что-то лучше меня. Видя результат, получаю, как и другие коллеги, удовольствие. А уж если добиваются больших успехов, в которых есть частичка моего труда, это даже словами не выразить, как греет душу.

Хотя учителем быть и не собиралась, признаётся Алла Александровна, просто знакомство с предметом сразу пошло в дружеском ключе, в выборе специальности первичным стал анг­лий­ский язык. Мама педагог, три дочери, все окончили педвузы, а в профессии только та, что планировала для себя другой путь. На сегодня её выпускники: преподаватель иностранного языка Юлия Сибулатова, будущий учитель Елена Степанова, сотрудники международных компаний Алина Бурова, Екатерина Швейцер, на дипломатической службе — Максим Бутаков. Работал в Польше, после «дружественного» демарша страны пребывания локация изменилась.

Самые дорогие дипломы

Когда достала из шкафа портретные рамки формата А4, подумал, что это дип­ло­мы, грамоты и другие атрибуты плодотворного труда. Но это пять оформленных, как положено, выпускных коллективных портретов. С фотографий смотрят умные, симпатичные лица, многие из тех, что на снимках, уже и сами водят детей в школу.

— А это и есть самые лучшие дип­ло­мы, самые лучшие атрибуты — классы, которые не только учила, но и вела в качестве классного руководителя, — улыбается собеседница, показывая тех самых Максима, Елену, Ольгу, вспоминая других учеников. — Вот ребята, которых взяла сразу по прибытии и в 2002-м выпустила.

За северную педагогическую «эпопею» Алла Александровна подготовила четыре класса, как классный руководитель: 2002-го, 2004-го (два года перед окончанием), 2009-го и 2016 годов выпуски.

Наблюдая отношение к подшефным, трудно не задать вопрос:

— Считаете ли превалирующей задачей учителя воспитывать? Или достаточно научить предмету?

— Опыт позволяет утверждать, что прежде всего надо воспитать. Проверенное наблюдение: класс — это отражение личности педагога. Приходят ко мне дети после начального этапа, и, зная, кто их вёл, могу сказать, каким будет процесс обучения. Так что хороший воспитатель и знания твёрдые даёт. Приоритетно всё без исключений: учитель должен быть многогранным человеком с широким спектром знаний и тонким чувством юмора. Да, приоритетная черта всё-таки есть — любовь к детям.

Собеседница не согласна с утверждением западных (или восточных?) психологов о том, что место работы надо менять каждые 3–5 лет, хотя, наверное, учителей это не касается. Для менеджера или инженера такая установка — условие профессионального и карьерного роста: если нет вертикального или горизонтального перемещения, специалист останавливается в развитии. В школе же это движение происходит ежегодно — шестой класс становится седьмым, седьмой — восьмым, и так далее. Картинка живая, ежедневно меняется, застоя не может быть по умолчанию. Как считают опытные руководители педагогических коллективов, для хороших результатов нужен оптимальный баланс стажистов и молодых работников. От первых — опыт, от вторых свежие идеи и новаторство. Если отталкиваться от утверждения, что школа — вторая семья, так в семье есть не только мама и папа, но и дедушки, и внуки.

Говорить по-английски, думать по-русски

Говоря об английском, отметила, что воспринимает речь автоматически: смысл сказанного поступает в мозг без предварительного перевода. Но отличить местный акцент или диалект не сможет, такое знание требует долгого проживания в среде носителей языка.

— А по окончании института одно время говорила по-английски постоянно: из-за привычки, и для практики. Сейчас устную речь поддерживаю прослушиванием песен и просмотром фильмов на английском языке, чтением книг, общением с коллегами. В турпоездках получаю языковую практику.

Общественная деятельность Аллы Александровны тесно переплетается с профессиональной: активный участник сетевых сообществ учителей, экспертных групп специалистов, оценивающих результаты олимпиад, руководитель школьного методического объединения гуманитарных предметов, с 2000 года член профсоюзного комитета учебного заведения. Достижений уже набралось на абзац, поэтому можно остановиться, вспомним только самую с её точки зрения главную: наставничество для молодых учителей.

Об одном из поручений, где привлекли, как эксперта на музыкальный районный конкурс «Евровидение», захотелось узнать подробнее: и название, и предполагаемая суть мероприятия вызывают интерес.

— Конкурс инсценированной песни на английском, каждый раз на определённую тему. Проводится в шестой школе. Оценивается знание языка, произношение, соответствие теме, артистические данные.

Идея отличная, если расширить и разнообразить, будет свой культурный бренд. И школьникам будет интересно, ведь и без этого на концертах звучит много произведений на языке Байрона и Шекспира, а тут — без акцента, с хорошим произношением, да под Новый год.

Следующие два абзаца взаимосвязаны, и трудно сказать: второе следует из первого или наоборот.

Ученики Аллы Абатуровой ежегодно участвуют в муниципальном, и не только, этапе Всероссийской олимпиады по английскому языку. Из недавних достижений: Александр Греб — диплом победителя в 2020 г., диплом призёра в 2021 г., региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку в 2022 г. — 8-е место; Всероссийская олимпиада по английскому языку для школьников 8–9-х классов в соответствии с ФГОС ООО на портале «Минобр.орг» в 2022 г. — Владимир Шпаковский, 8-й класс и Дарья Громадская, 9-й класс — 1-е места; 2022 г. — Международная образовательная олимпиада по английскому языку для школьников 10–11-х классов и студентов в соответствии с ФГОС СОО на образовательном портале «Минобр.орг» в 2022 г. Анастасия Золина, 10-й класс — 3-е место.

Алла Абатурова награждена почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, отмечена благодарностью губернатора ЯНАО, грантом главы Надымского района «Педагог-новатор»; благодарностью, благодарственным письмом и грамотами главы Надымского района, благодарностью районной Думы, грамотами и благодарностью департамента образования Надымского района, грамотой профсоюза работников образования ЯНАО за личный вклад и значимые успехи в деле образования и воспитания подрастающего поколения.

Фото из личного архива Аллы Абатуровой

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх