Лучшие идеи на пользу Ямала

Всю прошедшую неделю в Надымском районе практиковались участники Ямальской школы кадрового резерва. Они знакомились с муниципалитетом, учились, прокачивали собственные компетенции и решали поставленные перед ними серьёзные задачи. За четыре дня интенсива резервисты приобрели багаж знаний и бесценный опыт, которые, несомненно, не только пригодятся им в их трудовой деятельности, но и позволят улучшить качество жизни на Ямале.

Не соперники, а единомышленники

Образовательный проект по развитию управленческих компетенций ра­ботает в Ямало-Ненецком автономном округе с 2021 года по инициативе главы региона Дмитрия Артюхова. Он был создан по примеру федеральной «школы губернаторов». Главная цель этого мероприятия заключается в том, чтобы собрать перспективных управленцев в одну команду. Первый поток выпустил 68 резервистов. За период обучения они разработали проекты, некоторые из которых впоследствии получили поддержку губернатора округа. Кроме того, каждый седьмой выпускник добился продвижения по карьерной лестнице. И в целом, как отмечают эксперты, те, кто прошёл обучение, стали лучше взаимодействовать друг с другом и мыслить шире при решении сложных задач.

Второй поток школы стартовал в конце октября прошлого года. На этот раз участниками смогли стать не только специалисты, направляемые по рекомендации руководителей, но и самовыдвиженцы. Критериями отбора кандидатов в школу являются минимальный стаж работы на Ямале один год, а также стаж на управленческой должности шесть месяцев. Активность потенциальных участников на стадии заявок в проект была велика: на одно место претендовало три человека. Поэтому организаторами было принято решение увеличить количество учеников до 82.

— Мы видим сегодня, какие вызовы стоят перед страной и регионом, поэтому как никогда важно развивать командное взаимодействие друг с другом, формировать современный взгляд на управление, внедрять новые идеи, которые будут действительно работать, — отметил губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов на встрече с участниками второго потока окружного проекта в самом начале обучения. — С помощью школы кадрового резерва мы создаём команду единомышленников, перед которыми стоит цель развивать Ямал, постоянно делать его лучше.

С начала старта обучения участники, а это представители органов государственной власти, местного самоуправления, сотрудники федеральных и коммерческих структур округа, уже отучились по двум модулям из пяти, которые включают в себя разработку проектов, мастер-классы от федеральных экспертов и муниципальные стажировки в городах округа. На занятиях в Москве они изучили современное видение командной работы, а в Санкт-Петербурге освоили такой блок информации, как «Коммуникация и кросс-функциональное взаимодействие».

Муниципальные стажировки участников второго потока школы — это третий модуль обучения под названием «Успешные практики развития территорий». Они уже прошли в Муравленко и Лабытнанги. Надым был выбран заключительным городом для прохождения практики.

Всех учеников школы разделили на три группы, каждая оттачивала навык на одной из трёх названных территорий. Участнице окружного проекта начальнику управления общей политики администрации Надымского района Татьяне Грачёвой выпала возможность пройти этот этап обучения в Лабытнанги.

— Как уже отмечал губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов, посёлок Харп будет частью туристического кластера на Полярном Урале. К слову, сейчас уже создан его проект. А какая там невероятно красивая природа! — поделилась впечатлениями о стажировке Татьяна Грачёва. — Я в восторге, было очень интересно побывать на этой территории и познакомиться с муниципальными практиками города Лабытнанги. Мы с другими участниками остались в восхищении от посещения гимназии и приюта для бездомных животных, где содержатся не только собаки, но и кошки. Мы попробовали себя в роли волонтёров: познакомились с подопечными, помогли специалистам выгулять их и убрать вольеры. Кроме того, был проведён благотворительный аукцион на приобретение сертификатов, дающих возможность взять на попечение животное и в виртуальном режиме наблюдать, как за ним ухаживают сотрудники приюта. Замечательная практика, которая, к слову, существует не первый день, и возможность приобрести такой сертификат есть у каждого жителя. Ну и, конечно же, мы в команде решали управленческие кейсы. Сама Ямальская школа кадрового резерва замечательна! Я очень благодарна нашему губернатору Дмитрию Артюхову за существование этого проекта, главе Надымского района за то, что направил меня на обучение. Очень много интересных спикеров и возможностей для самих участников: изучить, увидеть, проявить себя. Огромный опыт и масса эмоций — это то, что получает каждый в ходе обучения. Хочется всё, что увидел и услышал, применить у себя.

Практика — лучший учитель

Надымский район впервые принял на своей территории участников данного мероприятия и стал площадкой для его проведения. Умение успешно решить определённую управленческую задачу и добиться высоких результатов — это, пожалуй, главное, что должен уметь выпускник школы. Поэтому логичны и задания. 22 активным и инициативным ямальцам на протяжении недели предстояло познакомиться с муниципалитетом, его успешными практиками и выполнить непростую задачу: найти и предложить наиболее эффективные решения поставленных перед ними вопросов и по итогам стажировки защитить управленческие кейсы.

Знакомство участников с муниципалитетом началось с доклада первого заместителя главы администрации Надымского района Алексея Колесова, который рассказал участникам школы об истории Надымского района, его социально-экономическом развитии и о ближайших планах по благоустройству. Он отметил, что надымская земля сегодня, как и много лет назад, по-прежнему является стратегически важной, инвестиционно-привлекательной, динамично развивающейся территорией.

— Губернатор Ямала Дмитрий Артюхов обозначил основные приоритеты, которые стали в нашей работе ключевыми: жильё, дороги и создание комфортных условий для проживания ямальцев, — подчеркнул он.

Одной из самых успешных практик в Надымском районе стала реновация VI микрорайона, которая была одобрена к реализации губернатором региона и предложена для воплощения опыта другим муниципалитетам Ямала. О том, как территория была обновлена, ученикам школы кадрового резерва рассказал заместитель главы администрации Сергей Мосунов. После подробной презентации резервисты засыпали докладчиков вопросами, кого-то интересовали проблемы района, над которыми ещё предстоит работать, другим было интересно узнать более детальную информацию о планах, касающихся развития и благоустройства города. А участница Наталья Колеватых отметила, что по прибытии в город Надым увидела муниципальную практику, которая могла бы стать полезной и другим муниципальным образованиям.

— Я в Надыме последний раз была в командировке 20 лет назад, — рассказала она. — В рамках Ямальской школы кадрового резерва сейчас, познакомившись не только с видами города, но и докладом Алексея Колесова, могу сказать, что город прекрасен, он уютный и компактный. Мне очень понравился. Вижу, что руководство администрации уделяет в работе огромное внимание тому, чего хотят жители. Прогуливаясь по площади Юбилейной, увидела на телеэкране не рекламу, а куар-коды социальных сетей районной администрации. Мне это очень импонирует. Заметно, что власти важно быть открытой и доступной, также для неё значимо мнение людей, проживающих на данной территории. Это очень ценно, прекрасная практика! Отмечу, что опыт, который мы приобретаем в ходе обучения, — колоссальный. Замечательно, что есть возможность побывать в других муниципалитетах, увидеть что-то новое и, возможно, в дальнейшем применить это в своём городе.

Свежий взгляд со стороны

В первый же день стажировки в Надыме участники школы приступили к работе над решением управленческих кейсов. Им их представили заместители главы администрации Надымского района Алексей Колесов и Сергей Мосунов, а также начальник управления по эксплуатации вахтовых посёлков ООО «Газпром добыча Надым» Сергей Грачёв.

— Нам важно посмотреть, какое решение той или иной проблемы найдут участники, приехавшие с других муниципальных районов и округов, — отметил Алексей Колесов. — В конце стажировки мы увидим, сходятся ли наши взгляды и, возможно, в дальнейшем что-то возьмём на заметку для решения вопросов.

— Подготовка высших управленческих кадров в сфере органов государственной власти субъектов федерации, муниципалитетов — это важнейшая часть государственной политики Российской Федерации, — добавил Сергей Грачёв. — В обществе «Газпром добыча Надым» также существует комплексная программа управления человеческими ресурсами, где мы готовим кадры всех уровней. Данное мероприятие очень важно. Мы подготовили для участников кейс-задачу. Кроме того, постарались максимально вовлечь их в знакомство с градообразующим предприятием. Ведь каждый управленец должен понимать структуру и суть производства той отрасли, которая является основной составляющей бюджета муниципалитетов и региона.

Одна группа участников работала над задачей, которая заключалась в необходимости оценить рынок услуг и предложить комплекс мер для создания современного центра индустрии красоты. Второй группе необходимо было предложить план развития на территории завода КПД зоны общественно-делового назначения, включая строительство торгово-развлекательного центра, объектов гостиничного и ресторанного сервиса. Третьи должны были построить модель бесперебойной организации сбора и транспортировки ТКО, отвечающую экологическим и экономическим требованиям с учётом всех особенностей. Ещё одна кейс-задача, которую надо было решить, — составление бизнес-плана по повышению эффективности работы гостиницы «Айсберг».

Стоит отметить, что все участники — работники совершенно разных специальностей и профилей, а на выполнение задания им было выделено всего по паре часов в день. Подспорьем участникам в решении задач стала образовательная программа, которую проводила модератор и бизнес-тренер Ямальской школы кадрового резерва, директор учебного центра «Скрижаль» (г. Тюмень) Светлана Худякова. Она познакомила учеников с теорией поколений и помогла разобраться в методах решения кейсов. Так, обязательным и первичным в решении любой управленческой задачи является SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные и слабые стороны, возможности, угрозы. Именно он позволяет составить план действий в конкретной ситуации.

— Здесь важно собрать весь свой опыт, а у каждого он разный, объединить его и предложить решения, которые могли бы быть полезными, — подчеркнула Светлана Худякова. — И в этом можно проявить себя максимально. Это не только идеи, но и понимание, как проектную работу делать на территории. После таких стажировок коллеги говорят: «Как здорово, ведь теперь я понимаю, как можно за такой короткий период времени понять проблематику проекта, для какой аудитории он будет полезен, и найти решение». Отрадно, что управленческими командами Лабытнанги и Муравленко приняты предложения, которые участники внесли.

практика зачтена

Сгенерировав все свои и полученные знания, а также опыт, участники прек­расно справились с заданиями, что отметили в заключение эксперты, присутствовавшие на защите кейсов.

По каждой теме были предложены эффективно работающие варианты решения ситуаций. Так, касаемо вопроса бесперебойной организации сбора и транспортировки ТКО резервисты не просто подготовили максимально верное решение поставленной задачи, но и вышли за её рамки, продемонстрировав более широкое видение ситуации.

— Основная проблема состоит в логистике: вывоз твёрдых коммунальных отходов особенно затруднён в посёлках Надымского района Нори, Ныда и Кутопьюган, — пояснил начальник отдела природно-сырьевых ресурсов и охраны окружающей среды Андрей Саркисов. — К этим сёлам нет автомобильных дорог, а мусор вывозить необходимо. Участники Ямальской школы кадрового резерва подошли к решению проблемы комплексно: они детально показали, как это сделать. Так, вывозить, например, можно не 100 % отходов, а часть из них, которые не представляют опасности (бумагу, древесину), а оставшуюся часть утилизировать на месте с помощью инсинераторов. Мусор более высокого класса опасности решив проблему логистики необходимо вывозить с территорий в спрессованном виде. При этом можно сохранить баланс экономики, ведь плюс ко всему будут созданы новые рабочие места. Также они отметили, что разобраться лишь с логистикой — этого будет мало. Слушатели школы взглянули шире и пояснили, что необходимо начинать с самых истоков: прививать населению культуру сортировки мусора. И это очень правильно. Причём учить этому нужно самое младшее поколение. Жители должны понимать, что чистота окружающей среды — это их ответственность. Предложенный участниками вариант решения кейса проработан очень детально и комплексно, это действительно тот подход, который должен быть при реализации любого общественно значимого проекта. Администрация Надымского района в этом же ключе рассматривает вектор развития проблемы. Наши взгляды совпали, обязательно в своей работе учтём все предложения участников.

За четыре дня пребывания в городе резервисты не только искали пути решения кейсов, но и посетили посёлок Пангоды, где побывали в культурных, спортивных объектах и на газовых промыслах месторождения Медвежьего общества «Газпром добыча Надым», ООО «Урал Экспо» и познакомились с ещё с несколькими муниципальными практиками, а именно — магазинами «Сделано на Ямале» и заводом по переработке шин. Кроме того, программа стажировки была наполнена спортивными и культурными мероприятиями. Каждое утро участников начиналось активно с занятий физкультурой в спортшколе «Арктика», также они посетили школьный военно-исторический музей Боевой славы имени Героя Советского Союза А. М. Зверева, музейную экспозицию, посвящённую истории строительства Надыма, побывали в Ямальском центре общественного здоровья и медпрофилактики и шестой городской школе, провели творческий вечер с лауреатом литературной премии губернатора ЯНАО Людмилой Ефремовой и поиграли на открытом катке в хоккей в валенках. Словом, город они увидели с разных сторон.

Ямальская школа кадрового резерва продолжается. Впереди у учеников ещё два блока обучения: «Компетенции цифровой трансформации» и «Ключевые компетенции современного руководителя». У них ещё есть время проявить себя и стать лидером. Завершающим этапом школы для них станет защита проектов самых различных направлений, которые они уже готовят, перед губернатором округа Дмитрием Артюховым в конце апреля. Глава региона, к слову, ранее отмечал, что при определении на должности он будет обращать внимание на факт прохождения данного образовательного проекта.

Модератор и бизнес-тренер Ямальской школы кадрового резерва, директор учебного центра «Скрижаль» (г. Тюмень) Светлана Худякова отлично знает, каким должен быть управленец:

— Прежде всего руководителю должно быть не всё равно. Это очень важно. Он должен быть небезразличен к тому, чем занимается. А когда человек заинтересован, у него появляется желание, а главное — вариативность того, как можно решить ту или иную задачу или проблему. Как только есть варианты, появляется энергия это делать. Кроме того, чтобы брать ответственность на себя, нужна внутренняя самодисциплина, ведь он отвечает за результат. Важно также понимать, что простых путей не бывает. Одна из задач организаторов ЯШКР — научить участников мыслить и действовать по-разному в зависимости от предлагаемых ситуаций, то есть уметь творчески действовать, думать о будущем, строить стратегические планы и при этом быть гибкими и жизнестойкими.

Фото автора

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх