Поисковые навыки для истории семьи

Война… Всего пять букв… Война — это боль человеческих судеб, боль потерь и лишений. Война — это испытание для целой страны и каждого в отдельности. Она не знает жалости и пощады, возраста и пола. А что знаем о войне мы? Для нас — это история, о которой мы узнали из фильмов и учебников, это история, о которой нам поведали поэты и писатели. История, рассказанная участниками Великой Отечественной войны, увиденная их глазами, прошедшая через их души. Но так ли мы понимаем её? Мы — поколение XXI века, живущее в мире технологий и научных открытий. Мы никогда не сталкивались с геноцидом, расовым превосходством, классификацией людей. Но тогда десятки, сотни тысяч женщин, стариков и детей гибли только потому, что относились к определённой нации, считавшейся «нечистой», «неполноценной»…

В школе, в которой я учусь, есть музей Боевой славы имени Героя Советского Союза Анатолия Михайловича Зверева. Музей основан в 1985 году, а на его базе с 2015 года существует и работает поисковый отряд «Патриоты Родины».  Совсем недавно и я принят в его ряды. Старшие ребята уже имеют опыт выезда за пределы округа на территории, где раньше шли ожесточённые бои, гибли мирные жители. На счету отряда участие в нескольких поисковых экспедициях (Ленинградская область, Ростовская область, Крым). Для нас, новичков, эта деятельность пока недоступна. Поисковый отряд постоянно ведёт исследовательскую деятельность в рамках общешкольного проекта «Веков связующая нить» по номинациям «Бессмертный полк», «Моя семейная реликвия», «Дети войны», «История одного предмета». Вот здесь мы можем участвовать, а также работать с архивными документами (а их около пяти тысяч — это и предметы, и письма, и награды).

Мои мама и папа родом из Волгоградской области. Прошлым летом я задался вопросом: есть ли в этой области места массовой гибели людей во время Великой Отечественной войны? Доступным источником информации для меня стал интернет. Начались поиски ответа на мой вопрос. Оказалось, что таких мест как минимум четыре. Особое впечатление на меня произвели материалы, которые разоблачали злодеяния фашистов в Дзержинском районе Волгограда. В яме на кладбище были найдены массовые захоронения мирных граждан. Среди погибших были и дети. На них остались следы пыток и истязаний. Неужели дети могли нанести какой-либо вред захватчикам?! Я предполагаю, что они даже до конца не понимали, что с ними происходит. Сколько боли, ужаса испытывали и взрослые, и дети… Смерть ходила даже не по пятам этих людей, а практически вела за руку каждого.

Со слов мамы я знал, что в нашей семье за Родину сражались мои прапрадед и прадед. После того как я изучил архивные документы, меня заинтересовала история жизни моих предков. На помощь пришла бабушка, достав из старого шкафа ветхий альбом.

На первой странице мы увидели пожелтевшую фотографию. На ней совсем юный улыбчивый парнишка лет шестнадцати. Жизнерадостный, уверенный в себе. Его глаза излучают доброту и смотрят прямо в душу. Мне стало любопытно, кто этот школьник, изображённый на снимке. Оказалось, что это мой прадед Дмитрий Матвеевич Баксаров.

Следующий снимок датировался датой — весна 1942 года. Прадед одет в военную форму. Из улыбчивого юнца он превратился в ответственного, серьёзного человека, отдающего все силы на подготовку курсантов. Глядя на даты фотографий, мне стало интересно, почему за столь короткий срок так сильно изменился внешне.

История прадеда поразила меня. О его настоящих, биологических родителях ничего неизвестно. Сам прадед говорил, что его нашли чужие люди на дороге играющим с камнями в пыли, усыновили. Дали фамилию Баксаров. С детства он мечтал о военной карьере, но неоднозначная биография не позволяла его мечте сбыться. Тогда он получил педагогическое образование и стал директором неполной школы в одном из хуторов Сталинградской области. В 1941 году его мобилизовали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и поручили обучать новобранцев военному делу. Бабушка пояснила, что за беспрекословное выполнение приказов и отличное обучение курсантов, Дмитрий Баксаров был награждён орденом Красной Звезды. Оказывается, большая часть курсантов, которых он обучал, на высоком уровне выполняла поставленные задачи. После получения награды, он продолжал свою деятельность в составе 2-го гвардейского Краснознамённого кавалерийского корпуса.

Его боевой путь начался в окрестностях Брянска в 1943 году. На протяжении всей войны прадед был в составе Брянского, Западного, Белорусского и Центрального фронтов. Дмитрий Матвеевич участвовал в освобождении Украины, Беларуси, Польши и Германии. Окончил войну мой прадед в звании старшего лейтенанта, в должности командира взвода кавалерийской дивизии. Он награждён знаком «Гвардия», орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени. 

Трудно представить, через какой ужас ему пришлось пройти, сколько боли и крови увидеть. Война оставила незаживающие раны, но вернувшись с войны, прадедушка вновь приступил к учительскому труду. Он основал специальную коррекционную школу-интернат для трудных подростков, которая функционирует по сей день. Позже женился на своей коллеге, учителе немецкого языка. У них родились трое детей, одним из которых является моя бабушка. В послевоенной жизни Дмитрий Матвеевич был заботливым, любящим, трудолюбивым и справедливым человеком. В их доме постоянно были радость детский смех. Только его глаза оставались печальными. Они будто хранили память о тех боях. Прадедушка практически никогда не говорил о войне, не ходил на встречи с ветеранами. Слишком жива была та рана, которую оставила война. Много друзей, товарищей и односельчан погибло в то страшное время, а прадедушка выжил. Его портрет, уже послевоенных лет, стоит у бабушки на столе.

Узнав эту историю, я понял, что не вправе забывать подвиг простых русских солдат. Они сложили головы, отдали самое ценное ради мирной жизни. Так мои первые навыки поисковой деятельности помогли мне узнать историю семьи. Я думаю, что поиск не только героев, но и погибших мирных жителей никогда не потеряет своей важности и значимости для последующих поколений. Сколько ещё тех, о ком мы не знаем! Замученных, истерзанных, умерщвлённых самыми ужасными способами женщин, детей и стариков, которые просто мечтали жить под мирным небом… Я обязательно продолжу учиться навыкам поиска и попаду в места реальных боёв, чтобы найти своего неизвестного солдата!

Осознав, как трудно было победить, я твёрдо решил приложить все усилия, чтобы мои младшие братья, мои дети и внуки помнили и гордились подвигом нашего славного народа!

Роман Миронов, ученик 5 «А» класса школы № 2 г. Надыма.

Фото из архива редакции.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх