Юлия Никитина

Искусство донести смысл через образы

5 декабря в Детской библиотеке прошла встреча с художником-иллюстратором, автором графического романа «Полуночная земля», комиксов «Дневник штормов» и «Путешествие чародея», организатором фестиваля «Ямальский комикс» Юлией Никитиной. Гостья рассказала ребятам о своём творчестве, сотрудничестве с издательствами, забавных случаях из жизни и проектах, ради воплощения которых приходилось отправляться в длительные путешествия по Крайнему Северу.

Зарождение новой индустрии

Рисование комиксов большинством людей воспринимается как дело несерьёзное. Но, несмотря на это, жанр успешно развивается, появляются новые авторы и оригинальные работы. Первые художники, которые начинали рисовать комиксы, появились ещё в Советском Союзе. Юлия Никитина особенно выделила творчество одного из корифеев и основоположников этого необычного до сих пор направления для России — Аскольда Акиншина. Гостья посоветовала ребятам ознакомиться с работами автора. Кстати, в фонде Детской библиотеки находится несколько книг Аскольда, и любой желающий имеет возможность прикоснуться к истории русских комиксов.

Поначалу жанр не был известен широкой публике. В 90-х на протяжении чуть более десятилетия о полноценном выпуске работ, фестивалях, презентациях и встречах с поклонниками речи не велось. Долгое время работы российских авторов не выходили за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. С приходом нулевых годов ситуация улучшилась. В России начали проводиться первые тематические фестивали. На них молодые и уже маститые авторы обменивались опытом друг с другом, а также презентовали своё творчество как фанатам, так и широкому кругу общественности. Самые популярные фестивали «КомМиссия» и «Бум комиксов» до сих пор собирают почитателей жанра со всех уголков страны.

С 2010 годов началось распространение и популяризация комиксов. Немаловажную роль в этом деле сыграли энтузиасты, которые начали читать, переводить и пытаться издавать работы иностранных авторов. В отличие от мировых знаменитостей, российские художники вырабатывали свой стиль с оглядкой на культуру советской иллюстрации и анимации.

Несмотря на то, что популярность комиксов выросла, авторов, готовых рисовать в этом жанре, всё ещё мало. Поэтому художники никогда не отказываются от возможности лишний раз выступить на публике и презентовать свои работы окружающим. На то есть две причины. Первая из них — заинтересовать людей и расширить фан-базу. Вторая — привлечь в перспективе в российское комикс-сообщество одного или нескольких молодых авторов.

Из одной северной столицы в другую

Юлия Никитина до 16 лет жила в Салехарде. Училась в Тюмени на педагога-художника, затем переехала в Санкт-Петербург, где и познакомилась с местным комикс-сообществом. Благодаря новым товарищам художницу пригласили поработать над сборником под названием «Республика Комикс». Позже глава одного из питерских издательств Александр Борщевский позвал Юлию в качестве иллюстратора книги «Двенадцать месяцев».

Наряду с другими проектами художница не оставляла попытки рисовать собственные комиксы. Результатом трудов стала фэнтезийная серия «Путешествия чародея». Каждый из трёх томов включал в себя 150 страниц. Работа над историей заняла у Юлии Никитиной несколько лет. За это время девушка приобрела бесценный опыт как автор и художник. Методом проб и ошибок, порой полностью переделывая все иллюстрации и меняя характеры героев, Юлия не только пришла к собственному стилю рисования, но и поняла, насколько важно полностью продумывать сюжет будущего произведения.

Следующей работой автора стал графический роман «Полуночная земля», опубликованный осенью 2017 года. По мнению Юлии Никитиной, это её самая известная книга, которая выдержала уже пятое переиздание. Помимо русского языка, у романа есть версия и на французском, правда, под другим названием. Иностранцам он известен как «Дитя полярной ночи».

Книгу объёмом 156 страниц художница посвятила детству, проведённому на Крайнем Севере, своим чувствам и переживаниям. Работа над графическим романом «Полуночная земля» заняла у автора полгода. Художник-иллюстратор пояснила, что такого быстрого результата ей помог добиться тот факт, что комиксы являются не только её страстью, но и основным видом деятельности. Обычно у коллег по цеху подобные проекты занимают до двух лет.

— Для многих представителей российского комикс-сообщества создание произведений в этом жанре — непостоянный заработок и не основная работа. Люди трудятся в качестве дизайнеров, педагогов, иллюстраторов, инженеров и могут посвящать своему увлечению лишь часть времени. Это современные реалии, которые влияют на индустрию в целом, — отметила Юлия Никитина.

О комиксах и не только

В завершение беседы Юлия Никитина ответила на вопросы из зала. Художница рассказала надымским ребятам о своих увлечениях, о проектах, над которыми ведётся работа, о людях и вещах, вдохновляющих её на дальнейшее творчество.

— Сколько времени у вас уходит на создание одной книги?

— Если говорить о проекте объёмом примерно полторы сотни страниц, то от полугода. При этом важно учитывать, будут ли иллюстрации цветными или чёрно-белыми. Например, над вторым томом «Путешествия чародея» пришлось трудиться в течение года. Но в то время я только училась создавать комиксы.

— Как называется ваше последнее произведение? Над чем работаете сейчас?

— Из последнего я привезла в подарок Детской библиотеке сборник «Призрачный берег», в который вошли несколько новых историй. По секрету скажу, что в данный момент создаю комикс о том, как мы с семьёй переезжали с Крайнего Севера. Это будет произведение о путешествии и предметах, которые хранят историю людей.

— Чем увлекаетесь? У вас есть хобби?

— Кроме создания комиксов и графических романов, занимаюсь керамикой. Так получилось, что хобби по странному стечению обстоятельств превратилось в очередную профессию. Мы с подругой открыли маленькую мастерскую и делаем различные керамические изделия: тарелки, фигурки птичек, игрушки. Всё то, что может украсить быт человека.

— Хотелось ли бросить практически завершённое произведение?

— Это происходит каждый раз, когда заканчиваю очередную историю. На финальном этапе работы сержусь на себя за то, что у меня пропадает всяческое желание довести начатое дело до логического завершения. Потом настаёт новый проект, и я вновь наступаю на те же грабли.

— Почему вы пишете про свою жизнь и приключения?

— Так сложилось. Хотя начинала свой путь в творчестве с художественных историй, несвязанных с реальной жизнью. Люблю фэнтези и фантастику. Эта симпатия нашла своё отражение в моих ранних работах. Позже поняла, что и в обыденной жизни есть удивительные и интересные моменты. Нужно только их увидеть и правильно преподнести людям.

Фото автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх