В среду в детском саду «Буратино» прошла муниципальная стажировочная площадка «Разговоры о важном» как средство развития предпосылок социальной и коммуникативной грамотности у детей». Что это такое, кто участвует и зачем это нужно?
Стажировочная площадка – это место, где специалисты могут встретиться для передачи и распространения нового опыта, повысить квалификацию, обобщить свои знания. Вот и педагоги детских садов поделились своим «ноу-хау» и рассказали о свежих наработках.
Суть такова. Все, и школьники, и их родители, знают о внеурочных занятиях «Разговоры о важном» в учебной программе школы. Такая учебно-воспитательная работа показала свою эффективность и значимость, поэтому в детском саду «Буратино» решили адаптировать «разговоры» для детей старших и подготовительных групп детского сада.
Однако, хотя сама идея и позаимствована из школы, особенности детсадовского возраста накладывают большой отпечаток на способы подачи новой информации: пяти-семилетнему ребёнку может быть сложно объяснить такие понятия, как духовность, нравственность или патриотизм. И педагоги переработали и упростили темы бесед для своих воспитанников: в детском саду о важном разговаривают в формате «утреннего круга». В начале дня дети собираются вместе, делятся впечатлениями и общаются друг с другом, а воспитатель органично встраивается в беседу и незаметно организует работу по нужной теме.
Для гостей площадки провели тренинг «Мы разные, но мы вместе». Цель занятия – развить у детей понимание и принятие друг друга. Но для малышей «толерантность» – это тяжёлое понятие, это «взрослое» слово, которое иногда говорят большие дяди в пиджаках по телевизору. Зато ребёнку близки и понятны житейские ситуации. И это значит, что детсадовцев можно научить уважению и доброте, просто делать это нужно в игровой форме и на простых примерах. Так, педагоги – участники тренинга – получили по две фисташки, и ведущий начал задавать вопросы: Какие они на ощупь? Какого они цвета? А какого цвета бывают люди? Фисташки бывают разные? А люди тоже бывают разные? И так, вопрос за вопросом, участники «игры в фисташки» приходят к выводу, что все люди разные и нет ничего плохого в том, что одни не похожи на других.
Также интересна игра, в которой дети учатся принимать чужое мнение и отстаивать своё. Перед участниками ставится какой-нибудь интересный для них вопрос, допустим: «Правда ли, что лучше играть в компьютер, чем смотреть телевизор?» Малыши формулируют свой ответ, приводят доводы, которые подтверждают их мысли, выслушивают противоположную точку зрения, пытаются её понять и принять, а между делом развивают критическое мышление, коммуникабельность и умение не только слушать, но и слышать другого человека.
Темы «разговоров о важном» можно увидеть в самых разных занятиях с детьми. И они необязательно должны быть направлены на воспитание духовно-нравственных ценностей. Яркий пример – занятия по конструированию. Есть в календарном плане «разговоров о важном» замечательный пункт – День музеев. И дошкольникам представляется поучаствовать в важном деле – самим создать и защитить проект своего музея! Разделиться на группы, решить, чему будет посвящена их выставка, выбрать «главного инженера» и вместе построить музей из конструктора. Малыши играют, фантазируют, строят и в то же время учатся искать компромиссы, распределяют обязанности и творчески решают поставленные задачи.
В педагогике есть такое понятие, как «образовательная среда». Если по-простому, то образовательная среда – это окружение, которое помогает усваивать новые знания. Так, читать книги удобнее в библиотеке, а не на улице, проводить уроки лучше в школьном классе, а не в столовой, слушать выступления хора приятнее в актовом зале, а не в коридоре. Это потому, что в библиотеке, в классе и в актовом зале создана подходящая образовательная среда. Разумеется, в детских садах также создана подходящая среда, только её правильнее называть не «образовательной», а «развивающей». И создание такой среды напрямую связано с «разговорами о важном»: во всех группах детского сада проводятся занятия по темам, затронутым «разговорами». Так, воспитанники подготовительной группы Б смогли познакомиться с народной культурой коренных народов Ямала через проект «Загадка народной куклы». Дети увидели, как создаются традиционные куклы-обереги, потом посетили выставку кукол в надымском музее истории и археологии. А для тех, кто не смог участвовать в мероприятии, оформили яркий стенд, чтобы и все остальные могли увидеть эту красоту. Такие стенды становятся частью развивающей среды детского сада, помогают детям узнать много нового, интересного и полезного.
Прошедшая стажировочная площадка – это захватывающая «творческая адаптация» формата «разговоров о важном», увлекательная учебно-воспитательная находка и для педагогов, и для воспитанников. То, что год назад началось, как небольшой эксперимент, открыло дорогу множеству свежих и интересных педагогических идей. Важно сказать, что детский сад «Буратино» – первопроходец в преподавании «разговоров о важном» дошкольникам и, несмотря на то, что поиск новых решений ещё идёт, его коллектив получил пусть и небольшой, но положительный опыт, который уже начинает распространяться. Кто знает, может, мы стали свидетелями, как отечественная педагогика у нас в Надыме сделала шаг вперёд?

Фото автора.