Пережитые кризисные ситуации меняют людей — человек, оказавшийся в положении, требующем крайнего напряжения сил, обретает новый жизненный опыт и расширяет свои возможности. Но что происходит, если это напряжение длится месяцами и годами? Так, солдат на передовой понимает, что каждый день его жизни может оказаться последним, постоянно находится в жесточайшем стрессе, живёт на пределе сил. В результате бойцам, вернувшимся с войны, часто тяжело заново привыкать к мирной жизни.
27 мая в надымском «Центре общественного здоровья и медицинской профилактики» прошёл круглый стол по межведомственному взаимодействию в оказании психологической помощи пострадавшим гражданам и членам их семей. Речь шла о взаимодействии «Центра общественного здоровья и медицинской профилактики», Центральной районной больницы и центра «Домашний очаг» в деле оказания психологической помощи участникам и ветеранам СВО, их жёнам и детям.
В рамках круглого стола обсуждались следующие темы: алгоритм по взаимодействию с пострадавшими участниками СВО и их семьями, роль психологической помощи пострадавшим и их семьям, опыт консультирования участников СВО.
Докладчиками на круглом столе выступили заместитель главы администрации Надымского района Ирина Труханова, начальник отдела по реализации семейной политики управления социальной и семейной политики администрации Надымского района Татьяна Исакова, супруга участника СВО Екатерина Бурова, психолог «Центра общественного здоровья и медицинской профилактики» Алина Филиппова, а также врач по медицинской профилактике, кандидат медицинских наук Татьяна Шипулина.
На открытии встречи Ирина Труханова выделила основную суть, цели и задачи круглого стола:
— Сейчас наши ребята возвращаются с передовой, среди них есть те, кто пережил ранение, есть семьи, в которых мужчины пропали без вести или долго не выходят на связь, и наша задача — обсудить возможности комплексной работы с участниками СВО и их близкими. Центр общественного здоровья активно включился в деятельность по социальной адаптации ветеранов в рамках нашего отпускного сертификата, также на базе Центральной районной больницы открыт кабинет психологической помощи военнослужащим, в «Домашнем очаге» команда педагогов и психологов работает с семьями участников СВО. У каждого ведомства накопился определённый опыт, и было принято решение организовать встречу, обменяться мнениями и выработать алгоритмы совместной работы.
В обсуждении данного вопроса первоочередную роль играет взгляд изнутри — чтобы найти возможности решения проблемы, нужно иметь о ней максимально широкое представление. Екатерина Бурова рассказала, как может проявляться посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), как оно отражается на семейной жизни пострадавшего:
— На сегодняшний день психологическая поддержка семей участников СВО очень важна: когда дома нет мужчины — это тяжело, но хотелось бы озвучить и другую сторону проблемы — когда наши мужья приходят в отпуск или возвращаются домой, мы, как жёны, их понимаем и относимся к ним с нежностью, но дети со временем привыкают ждать. Ребёнок ждёт папу, папа его любит, но общение между ними не ладится. Многие жёны участников СВО столкнулись с тем, что между их мужьями и детьми пропало взаимопонимание. Нам необходимо искать способы восстановить связь отца с ребёнком.
В ответ на этот тезис в обсуждение включилась Алина Филиппова, психолог «Центра общественного здоровья и медицинской профилактики». Она рассказала следующее:
— Проблема взаимоотношений внутри семьи нам хорошо известна, психологи умеют с ней работать, она легко решаема, но тут вопрос в организационных моментах — здесь важна групповая поддержка. Как вы, должно быть, заметили, вам было легче общаться даже не со специалистами, а с такими же жёнами военнослужащих. Точно такая же групповая работа должна вестись со всей пострадавшей семьёй в целом, поэтому хорошим решением будет создание семейной клубной системы, где через взаимодействие в социальных активностях можно восстановить отношения отец-ребёнок и супруг-супруга.
В ходе круглого стола был рассмотрен широкий круг вопросов. Так, например, было замечено, что работа ведётся только с теми, кто обращается за помощью самостоятельно, в то время как в группе риска потенциально может находиться гораздо больше людей. Многие держат свои проблемы в себе, рассчитывая справиться со стрессом без помощи специалистов — это опрометчиво, поэтому нужно искать способ работы и с этой категорией людей, помочь им выйти на контакт.
Также присутствующими был поднят вопрос о том, что многим психологам не хватает опыта в работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами — обучение осуществляется преимущественно через дистанционные курсы и самообразованием, а это не даёт той полноты знаний, которая необходима для работы с травмированным человеком.
По итогам круглого стола были намечены пути взаимодействия и обмена опытом в работе с военнослужащими и членами их семей, обозначены основные проблемы и методы их решения. Самое главное — понимать, что если вы или кто-то из ваших близких столкнулся с проблемой ПТСР, то не следует рассчитывать, что она исчезнет сама со временем — необходимо обратиться за помощью, только так можно вернуть травмированного человека к полноценной жизни.
Фото автора.