Его называли Папашей

Такое прозвище дали одному из основателей надымского литературного объединения, журналисту, поэту и писателю Альфреду Гольду за любовь к шляпам. Так же назвали и вечер памяти литератора в межпоселенческой центральной библиотеке.

Мой друг, поэт и публицист

В 70–80-е годы «папаша» — уважительное обращение к мужчине старше тридцати-сорока, когда назвать «мужик» или «гражданин» неуместно. Вкупе с солидной внешностью, аккуратной бородкой, усами, проницательным взглядом он и производил такое впечатление.

Руководитель НЛО Людмила Ефремова вспоминает о нём как о глубоко образованном, доброжелательном и общительном человеке:

— С ним хотелось встречаться, общаться. Когда из поездок возвращался в Надым, люди передавали: «Папаша приехал!». Для нас был Альфредом Генриховичем, часто ещё называли классиком газовых месторождений. И сегодня интересно читать его книгу о разработке Медвежьего. Это свидетельство очевидца, владевшего индивидуальным литературным почерком, умевшего ­писать познавательно и увлекательно. В нашем случае расхожая фраза, что журналистика не совмещается с поэзией, не работает: одно другому не мешало. Он писал художественную пуб­лицистику.

Людмила Георгиевна пояснила, что событие приурочено к предстоящему юбилею — 40-летию НЛО, а также к Дню поэзии. Но оно случайно совпало (хотя все непредвиденные совпадения, говорят, пред­определены свыше) с днём рождения другого ушедшего надымского поэта Сергея Гудкова.

Жизненный багаж как тема для произведений

Примечательна, хотя, может быть, для тех времен типична, судьба Альфреда Гольда. Отец погиб на фронте. На жизнь парень зарабатывал с 16 лет, трудился художником-оформителем, разнорабочим в сезонных геологических партиях, шофёром на стройке, монтажником в ангарском строительном управлении, электриком, матросом на рыболовецком траулере в Тихом океане. В 1964 году поступил на истфак Свердловского госуниверситета, перед дипломом выпустил первый сборник стихов. И после таких похождений — ещё 17 лет на Севере. Для наблюдательного и пытливого человека такое обилие впечатлений — серьёзный багаж, при литературном таланте в душе не удержишь, требует выхода, хочется рассказать людям.

Будучи корреспондентом салехардского радио, затем надымской газеты «Трасса» стал свидетелем и летописцем освоения Медвежьего, Ямбургского и Уренгойского месторождений. Параллельно с основной деятельностью опубликовал четыре по­этических и четыре публицистических книги. Сегодня одна из них «Медвежье: времена и судьбы» стоит на полках районных библиотек. Когда необходима информация об освоении месторождения и людях, которые сделали эту титаническую работу, ищем и в этой книге.

Всё ещё верю, что мир не спятил

Душа любой компании, он играл на гитаре, знал много песен. Поэт в шутку говорил: «Еды не будет — в электричках с семиструнной на хлеб заработаю!». Вместе с редактором газеты «Рабочий Надыма» Анатолием Алексеевым организовали НЛО — ­надымское литературное объединение. Оба сразу в городе бывали редко: командировки, работа, отпуска. Поэтому руководили по очереди, да и, по сути, такому коллективу руководство не требуется, достаточно координации.

Случившихся в 90-е крутых перемен, крушения всего, на чём выросло его поколение, Альфред Генрихович категорически не принял. На какое-то время спасла упомянутая книга об освоении Медвежьего, которую газовики заказали мастеру к 25-летию Надымгазпрома. Так сложилось, что она вышла незадолго до смерти Альфреда Гольда. Подписывая дарственный экземпляр для Людмилы Ефремовой, он написал: «От автора, который ещё верит, что мир спятил не окончательно». До 57-летия журналист не дожил один месяц, но за такую короткую жизнь успел многое: освоил Север и Восток, обрёл настоящих друзей, вырастил сына.

Две восьмиклассницы из первой школы Надыма Эллина Берегова и Полина Васильева признаются: трудно рассуждать о времени и человеке, жившем тогда, ведь Альфред Гольд ушёл за девять лет до их рождения:

— Девяностые годы, насколько нам известно, благополучными не назовёшь. Но судя по тому, что услышали здесь, это было и время поэтов. Захотелось узнать о той эпохе побольше.

Если молодёжь отвлеклась на час-другой от гаджетов и заинтересовалась личностью и историческим периодом, когда этот человек жил и творил, значит цель, которую поставили литературное объ­единение и центральная библиотека, достигнута.

Фото на память на фоне портрета Альфреда Гольда. Фото автора

Фото предоставлено Людмилой Ефремовой.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Благотворительный счёт для помощи военнослужащим СВО.
Прокрутить вверх
Пролистать наверх