Маленькие секреты большого искусства

25 марта во время ежегодного док­лада о положении дел в регионе губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов объявил 2021-й Годом талантов. За два дня до этого в на­дым­ском Доме природы открылась персональная фотовыставка местного фотографа-самоучки Сергея Плесовских «Природа крупным планом». На его работах — витаминизирующие душу ягоды, радующие разнообразием и свежестью цветы и обладающие каким-то особым шармом насекомые. Как заметить красоту мельчайших созданий природы и донести её до зрителей, автор рассказал читателям нашей газеты.

— Сергей, фотография для вас просто хобби?

— Да, по профессии я охранник. А фотографией начал увлекаться около 10 лет назад. Мне этот вид искусства всегда нравился, обращал внимание на хорошие снимки разных фотографов, но самому снимать было нечем. Однажды поехал в Новый Уренгой, купил себе первый фотоаппарат Sony (сейчас уже третий) и начал фотографировать природу. Самым первым фото был пейзаж. Людей фотографирую мало, с ними работать сложнее, они, например, могут не уметь позировать или не захотят надолго замереть в одной позе. Другое дело — запечатлеть мою семью или народные гуляния и праздники, такие как День оленевода.

— Вы называете себя самоучкой. Где брали информацию для самообразования?

— В первый год этого увлечения я ничего на такую тему не читал, просто пробовал, исследовал возможности своего фотоаппарата. А потом стал искать и находить нужные сведения в интернете. Смотрел и сейчас наблюдаю за работами других фотографов. Из надымских мне нравятся фотографии Сергея Решетова. Чтобы сделать свои снимки, я в основном намеренно собираюсь и целенаправленно иду, как на работу. Спонтанно тоже бывают удачные кадры, но редко. Периодичности в съёмках не придерживаюсь. Когда нахожусь на межвахтовом отдыхе, то порой по две недели через день да каждый день хожу с фотоаппаратом. А иногда месяц к нему не прикасаюсь. На собственном опыте понял, что главное для съёмки — застать хорошее освещение, солнечный безветренный день. И при этом не забыть с собой взять желание и, конечно, необходимое оборудование.

— Почему перешли на крупные планы и какая техника нужна, чтобы добиться такого результата?

— Мне просто было интересно, как выглядят различные мелкие природные объекты вблизи. Этого же многие никогда не видели, а я приблизил — и всё можно рассмотреть. У меня для этих целей служат полупрофессиональный аппарат Sony и хороший объектив к нему. Но самое важное в этом деле не техника, а опыт. Хотя на телефон навряд ли можно сделать подобные фото.

— У вас уже были персональные фотовыставки?

— За эти годы я уже сделал несколько тысяч фотографий. И у меня действует постоянная персональная фотовыставка, виртуальная, расположенная на моих страницах в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Там в разных альбомах содержатся более 3 тысяч снимков. Это самые удачные кадры, примерно 60–70 % от общего количества. Основной архив хранится в электронном виде на моём компьютере. В бумажный формат перевожу свои работы только если хочу их подарить друзьям, родственникам. Один из моих снимков висит на работе, в помещении вахтового жилого комплекса. А из офлайн-выставок это вторая. Первая прошла здесь же, в Доме природы. Тогда были представлены не крупные планы, а пейзажи, растения.

Для этой экспозиции я выбрал 25 самых лучших, по моему мнению, работ и распечатал их в фотостудиях форматом А3. Основных критериев было два: снимки должны быть качественными и сделанными недавно. Попавшие сюда кадры нельзя назвать макросъёмкой, просто крупный план. Вообще, когда фотографирую, не думаю, во сколько именно раз нужно увеличить изображение, снимаю по принципу «чтобы было видно». Первый раз таким способом запечатлел цветы в отпуске на Смоленщине. Просто решил попробовать и у меня получилось, хотя, конечно, не сразу. Да и сейчас бывает, что с первого дубля не удаётся передать всё, что хотелось, переснимаю по 2–5 раз.

— Для крупных планов вы заставляете «модель» вам позировать?

— По минимуму. Могу, например, убрать какой-то листочек, если он мешает. А в основном фотографирую объекты, как и где они есть. Особенно сложно работать с насекомыми, они же не сидят на месте, крутятся, улетают. Но и во время съёмок растений иногда мешают различные факторы: ветер, недостаточное освещение, неправильная настройка фотоаппарата.

— Что посоветуете новичкам в фотоискусстве?

— Запастись желанием, терпением. И, конечно, лучше всё-таки снимать не с помощью телефона, а фотоаппаратом. К нему, скорее всего, придётся докупить объектив и штатив.

— Из каких регионов через ваши снимки на выставку «пришло» лето? — В основном это Надым и его окрестности. Смородина и клубника с ежевикой — из отпуска со Смоленщины. Есть ещё работы, сделанные на моей родине — на юге Тюменской области. В нашем городе самые удачные для фотографирования природы места находятся в районе озера Янтарного. Я в основном обхожу его со стороны Олимпийского микрорайона и там работаю. Фотографирую, конечно, не только летом, но и зимой. Но в холодное время года эффектнее получаются пейзажи. Они в соцсетях пользуются популярностью, особенно виды города. Ко мне часто обращаются бывшие жители Надыма с просьбой выслать им фотографии полюбившихся за годы работы на Севере улиц и местных достопримечательностей.

Фото автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

1 комментарий к “Маленькие секреты большого искусства”

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх