Нести добро, дарить заботу

Раннее утро социальных работников отделения обслуживания на дому в центре «Добрый свет» начинается с телефонных звонков получателям социальных услуг. Так они называются официально, а для нас, социальных работников, это просто подопечные, которым необходимы регулярный уход и забота. Обзванивая их, мы узнаём о самочувствии, волнующих проблемах, получаем заказы на покупку продуктов и другие просьбы. Затем уже выстраиваем план дальнейших действий. Ведь нужно расписать день так, чтобы всё успеть: сходить в магазин за продуктами, в поликлинику за рецептами, в аптеку за лекарствами, оказать подопечным помощь в выполнении домашних дел и ещё многое другое.

В отделении обслуживания на до­му по Надымскому району трудится 13 соцработников, 8 из них в Надыме и 5 в посёлках. У каждого в среднем по 8–10 подопечных, а в отпускной период и больше. Все они люди пожилого возраста или инвалиды. Ухудшающееся качество жизни из-за проб­лем со здоровьем, психологическая и социальная неустроенность — с этим мы сталкиваемся регулярно, помогаем преодолеть трудности, поддерживаем словом и делом.

Пожилые и инвалиды уже не могут самостоятельно справиться с повседневными делами. Элементарные бытовые заботы превращаются для них в большую проблему. Здесь и приходят на помощь социальные работники отделения социального обслуживания на дому, готовые взять на себя львиную долю бытовых хлопот. В связи с этим каждый специалист должен иметь элементарные навыки работы по дому, а также владеть знаниями основ медицины, уметь оказывать первую помощь, измерять давление, температуру и уровень сахара в крови.

Помимо социально-бытовых и со­циально-медицинских услуг, важной является моральная поддержка, говоря официальным языком, — социально-психологический пат­ронаж. И тут необходимы знания геронтопсихологии. Ведь как у здоровых, так и у больных людей в пожилом возрасте появляется социально-психологическая дезадаптация. Утрата близких родственников, трудности в самообслуживании, зависимость в этом случае от других людей и иные причины достаточно сильно действуют на психику человека. У престарелых особая потребность в большем внимании к себе, добром отношении и душевном тепле. Выслушать человека, постараться понять его проблему, поддержать, поднять настроение и само­оценку тоже входит в наши повседневные обязанности. Поэтому социальным работникам необходимо обладать особыми качествами: способностью увидеть мир глазами других людей, навыками межличностного общения, умениями понимать явные и тайные причины поведения пожилого человека и устранять барьеры общения, приводящие к непониманию.

Социальная работа — совсем нелёгкий труд, она требует большой отдачи душевных сил, жизненного опыта и понимания этических проблем. Хорошему специалисту нужно всегда быть готовым к разным ситуациям, а также необходимо постоянно чему-то учиться, повышать свою квалификацию и осваивать смежные специальности. Хотя многому нас учат и умудрённые жизненным опытом подопечные.

Большое внимание уделяется реабилитационной деятельности, которая способствует повышению социальной активности пенсионеров, вовлечению их в творческий процесс и улучшению качества жизни. В отделении обслуживания на дому уже несколько лет успешно реализуются проекты: «Буккроссинг на дому», «Подари радость», «Скандинавская ходьба», «Музыка против недуга», «Радость в каждый дом», «Творим и возрождаем сами», «Помощь младшего поколения старшему» и «Про 100 дел», авторами и исполнителями которых стали социальные работники. Они же постоянные участники различных конкурсов и мероприятий всероссийского, окружного и муниципального уровней.

Несмотря на то, что все мы, соцработники отделения социального обслуживания на дому, конечно, разные люди, но есть то, что нас объединяет: уважение и почитание старших, способность к взаимопомощи, обладание такими качествами, как искренность, бескорыстие, благодарность. И, безусловно, стремление сохранить у подопечных здоровье и улучшить качество жизни в привычной для них среде. Есть выражение неизвестного автора: «Заходя в чью-то жизнь, посади там побольше цветов». И если нам хоть немного удаётся улучшить жизнь и самочувствие своих подопечных, то усилия не напрасны. Видеть их улыбающимися и довольными всякий раз — пожалуй, самая главная награда для каждого из нас.

Наталья Ефимова, социальный работник центра «Добрый свет».

Фото предоставлено автором.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх