Сначала сеем и выращиваем лён

В надымском музее истории и археологии открылась выставка «От нити до полотна», где представлено искусство ткачества и предметы быта, которыми пользовались жители русского Севера в прежние века. Все эти экспонаты были кропотливо собраны сотрудниками музея. Многое подарено жителями Ямала, в частности, прялки, веретёна, гребни и другие приспособления с помощью которых умелые мастерицы пряли нити, из которых получались необходимые в быту вещи, в том числе и одежда.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПОЛОВИЧКИ

То, что здесь представлено, интересно для людей любого возраста, поэтому на выставку приходят и взрослые, и дети. В начале экспозиции на стенах размещены картины, на которых изображены различные этапы прядильного процесса.

— На Руси, чтобы получить сырьё для прядения, нужно было преж­де всего засеять поле льном, — напоминает хранитель музейных предметов Лилия Кувшинова, которая знакомит посетителей с экспонатами. — Лён необходимо было вырастить, собрать, отбить, просушить, расчесать и так далее.

На стенде посетители могут увидеть две настоящие кудели льна, из которых получали нити: одна природного цвета, другая после окраски. Рядом в зале расставлены витрины с гребнями, веретёнами и другими приспособлениями. Прялок установили несколько. Они были верными спутницами русских крестьянок на протяжении всей их жизни. Ручное прядение на самом деле процесс очень медленный. Обработанное льняное волокно, то есть кудель, привязывалось к верхней части прялки — лопаске, а на сиденье прялки — донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая её при помощи веретена.

— Многое из представленного на этой выставке было привезено из национальных сёл Надымского района, — рассказывает Лилия Кувшинова. — Вот, к примеру, настоящий ткацкий станок, подаренный нам Оксаной Жидковой, который прибыл из села Нори. Его доставили в разобранном виде и уже здесь нам помог его собрать мастер. Теперь станок стал одним из ценных экспонатов фонда музея. Когда-то бабушка дарительницы ткала на нём половички, которые вы тоже можете видеть на нашей выставке. А гребни для расчёсывания пряжи и веретёна надымчане нам привезли из средней полосы России.

Что касается половичков, то сегодня далеко не все молодые хозяйки знают, что несколько десятков лет тому назад на полу в каждом сельском доме красовались домотканые коврики. Эти самодельные вещи создавались по различным техникам и отличались оригинальностью и неповторимостью. Таким образом, каждая женщина старалась сделать своё жилище красивым и уютным. Нам не отыскать идентичные тканые дорожки, потому что каждая рукодельница своим вязанием передавала настроение и мировоззрение, а коврик, сделанный из текстильной полосы своими руками, раскрывал душу хозяйки. Но для чего ткали эти половики? В те времена в деревенских домах полы были некрашеные, а значит мыть их было трудновато. Порой на это дело уходило полдня: сначала битым кирпичом тёрли, затем несколько раз смывали. Зато после этого, например, сосновый пол становился белым, будто бы после стружки. Вот и закрывали его половиками, чтобы не запачкался.

ПРИМЕРНАЯ ЖЕНА ПРЯДЁТ ПО ТРИСТА МЕТРОВ В ДЕНЬ

Посетителям, а чаще всего это младшие школьники и воспитанники детских садов, объясняют последовательность действий, в результате которых появляются изделия из пряжи. Сколько пряхе нужно было проявить ловкости и терпения, чтобы нить получалась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее — она оборвётся, а чуть слабее — будет слишком толстой или неровной. Вытянув нить достаточной длины, сматывали её на веретено и повторяли всю операцию сначала. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день не более 300 мет­ров пряжи. А чтобы получить хотя бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тысяч метров пряжи. Наш народный эпос рисует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси, чаще всего занятыми за прялкой. Это касается и «добрых жён», и сказочных героинь. Действительно, в эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, первейшей обязанностью женщины, помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи. К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, и старались завершить её к весне, к началу нового сельскохозяйст­венного цикла. Учёные пишут, что наши прапрабабушки трудились буквально не разгибая спины: например, для того чтобы в одиночку соткать за шесть месяцев три холста по 50 метров длиной, нужно проводить за ткацким станком по 12–15 часов в день. А чтобы спрясть нитки из одного пуда, то есть 16,3 килограмма подготовленного волокна, требовалось ни много ни мало 955 часов усердной работы. Конечно, хозяйка дома физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Действительно, воспитание девочек было направлено не в последнюю очередь на то, чтобы вырастить из них «тонкопрях». Даже пуповину новорожденной девочки старались перерезать на веретене, чтобы уже с первых минут жизни магически «привязать» её к будущему занятию. О том же говорит и обычай, сохранившийся у соседей славянских племён — карелов: когда маленькая девочка в первый раз засмеётся, ей подносили веретено.

ПОМОГИТЕ ПОПОЛНИТЬ ФОНДЫ

— А вот в таких сундуках хранили одежду, ткани, ценные вещи, — объясняет Лилия Кувшинова, указывая на один из экспонатов. — На Руси, когда рождалась девочка, ей тут же начинали готовить приданое — это называлось «нагнетать сундуки». Приданое было залогом успешного брака. После замужества девушка оставляла родной дом и забирала с собой сундуки с приданым: подушки, перины, одеяла, полотенца, одежду, домашнюю утварь, украшения. Во многих домах сундуки разного размера выставляли в виде горки, то есть ставили один на другой. Иногда их численность достигала потолка. В крестьянском доме сундуки использовались не только для хранения добра, но и служили подставкой под подушку, скамьёй, а иног­да и местом для дневного послеобеденного сна.

Кстати сказать, всем кто может помочь пополнить фонд музея новыми экспонатами, связанными с историей ткачества и другими рукоделиями, сотрудники будут очень благодарны. Возможно, у кого-то сохранились предметы, которыми пользовались их предки много лет назад. Вы можете сдать их в музей, где они наверняка останутся в целости и сохранности ещё на многие годы и где их увидит много людей. Сейчас в фондах надымского музея истории и археологии уже имеется порядка ста подобных предметов. Выставка «От нити до полотна» продлится до 11 июля.

Фото автора.

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в email
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх